воскресенье, 3 июля 2016 г.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРИВЕТ, СОСЕД!

Столица солнечного края встретила нас суетой и гомоном мешочников, продавцов пирожков с котятами, зазывал и лохотронщиков. Смрад выхлопных газов, табачного дыма, застарелого пота, пыли и прочий вокзальный фимиам дополнял картину. Мы без потерь вынырнули из этого людского супа и остановились на углу площади Победы.



Барнаульский автовокзал, как и его Новосибирский собрат, тоже не блещет особыми изысками, обычное сооружение в стиле монументального позднего минимализма или обкомовского модернизма. Тесное здание с плохой вентиляцией. Единственный плюс - расположен весьма удачно – прямо на привокзальной площади. Очень удобно! А вот расположение рядом мемориальной площади Победы кажется не очень  уместным. Какое-то кощунственное смешение утилитарного с сакральным.


По плану я собираюсь забросить куртки в гостиницу, тем более, что до нее всего минут пять пешком. Но Павел непреклонен.
- Петька нас ждет!!! Надо с ним связаться, а потом действовать как скажет.
- Да, кто бы спорил?  - соглашаюсь.
Петр назначает нам рандеву в Доме Архитектора Барнаула. Добираться лучше на трамвае. Судя по наличию трамвайных путей этот признак цивилизации где-то рядом. Ага! Вон и вагон виднеется.
- Граждане-товарищи, сами мы не местные, поможите, будьте так добры, скажите идет ли сей экипаж  до ул. Анатолия? – это я вопрошаю в открывшиеся перед носом трамвайные двери.
- Заходите, располагайтесь, билет всего 17 рубликов, доставим с ветерком, не заскучаете, - отвечает мне женщина-кондуктом. – Ехать вам пять остановочек всего.
Едем с любопытством разглядывая застройку. Предвкушаем интересную прогулку. Пока впечатление, сложившееся у меня после просмотра гугловских панорам подтверждается. Все вокруг «внезапное, противоречивое все» © какое-то. По обеим сторонам билдинги- небоскребы соседствуют с домиками всех периодов городской истории – дореволюционного модерна, сталинского классицизма, хрущевского модернизма  и какими-то заборами, завалюхами, затрапезными руинами непонятного назначения. 

Пять остановок пролетели незаметно. Тем более, что в Барнауле в его центральной части расстояния между остановками заметно меньше нормативных (около 300 м вместо положенных по СНиПу 400-500). Увлекшись разглядыванием окрестностей, нужную остановку мы прошляпили. Вышли на следующей и рванули почти бегом вверх. Миновали улицу Короленко, потом Никитина, где же этот Анатолий? Смотрим, на углу стоит мужик в пиджаке. Полы оного пиджак развеваются на ветру. Стоит он к нам спиной, но все равно что-то неуловимо знакомое видится мне в его фигуре.
- А не Петр ли это? - И точно, великий алтайский архитектор, проектирующий православные храмы для самых дальних уголков планеты, лично вышел встретить нас прямо к остановке. А мы, как самые хитрые, зашли с тылу.


А вот он же но в далеком 1981 году.


Тут последовала череда крепких мужских объятий, рукопожатий, похлапываний и поталкиваний. Все участники были искренне рады встрече. Вдосталь наприветствовавшись мы двинули в сторону Дома Архитектора прямо по улице Анатолия. Такое странное название для улицы требует пояснения. Дело в том, что Анатолий это партийное погоняло некоего Матвея Ворожцова.

Этот самый Ворожцов, прибыл из Томска в 1918 году устанавливать советскую власть в купеческом Барнауле. В чем преуспел. Кроме того лично для меня этот товарищ интересен тем, что в 1919 был направлен в отряд моего деда анархиста Григория Рогова, чтобы наставить его на путь большевизма.


Вот тут у него не срослось. Деду больше нравились последователи князя Кропоткина. Не хватило дедушке дара предвиденья, а то б числился среди героев наряду с Громовым, Щетинкиным и прочими бандитами.
Меж тем Петя ведет нас светлым путем. Ведь Петр с греческого «камень, глыба», а фамилия происходит от имени греческого святого Онисифора, которое переводится «приносящий пользу». Еще минут пять и мы приближаемся к чудному деревянному домику, отделенному от тротуара небольшим сквериком-палисадиком. Шум большого проспекта пропал в отдалении. Запахи трав, сирени, майской зелени. Умиротворение. Благорастворение воздухов и т.д. Даже удивляешься, что вся это лепота в самом центре большого современного города. Сто лет тому назад усадьба принадлежала губернскому врачу горного округа, совмещая приемный кабинет с аптекой и жилые комнаты в мезонине.  Дом обладает парадоксальным свойством старых построек, когда внутреннее пространство его больше чем наружная оболочка. То ли высокие, выше трех метров потолки, то ли просторные помещения создают такой эффект, непонятно, но это чувствуется.


Петя потчует нас чаем. Он хозяин в этом домике, здесь располагается его собственная проектная контора, которая называется без затей «Творческая мастерская Петра Анисифорова». Попутно рассказывает про свое житье-бытье в проектировании и на Алтае, и в Японии, и в Антарктиде.  Мы же, наводящими вопросами переводим разговор на темы исторической застройки Барнаула. Петька бежит в кладовку и возвращается с большим рулоном. Рулон оказывается копией фотографической панорамы города снятой еще на заре возникновения фотографии. В архивах Барнаула, в процессе поиска материалов для реконструкции храма «Знамение Божьей Матери» в Курье, он обнаружил негативы, с которых получилось распечатать пятиметровую панораму города.


Поражает детализация, превосходящая современную цифровую. Ползаем по свитку немеряной длины, пытаясь привязаться к существующим зданиям. Задача архисложная, поскольку большая часть зданий утрачена.
Петя между тем вспоминает как они с Сережкой Гуляйкиным и Ванькой Шалминым в 1979 году после третьего курса расписывали суперграфикой танцпол в клубе, что размещался в этой самой церкви. В журнале «Архитектура СССР» даже была статья, посвященная этой работе. Как хотелось ему как-то объединить Бога и «современность». Вспомнил и качество кладки этого храма. Это было для него одним из ярких впечатлений. Почему через сто лет прогресса, качество строительства не лучше, а хуже?
Я хотел воспользоваться  поводом перехода к интересующему меня вопросу деградации и попробовал переключить разговор на застройку Барнаула. Но не вышло!Тут в нашей истории появляется еще один наш барнаульский однокашник - Александр Пешков. Его появление связано с завтрашними нашими планами, а пока он просто присоединяется к компании. 
Петю понесло. Он попал в свою стихию под названием «Алтай – центр вселенной», а Барнаул его столица. Конечно, он не мог умолчать, что 90% серебра в Российской империи производилось на Барнаульском сереброплавильном заводе. Город называли и "Сибирским Эльдорадо", и "маленьким уголком Петербурга", а географ и путешественник Семенов Тян-Шанский - "Сибирскими Афинами".
Я все-таки гость вежливый и не стал портить настроение хозяину киванием в сторону полного завала с существующей на сегодняшний день ситуацией с застройкой города. Да и сам еще на тот момент не въехал в тему. Просто сидел и поддакивал. А Павел, как трудолюбивый пчёл, кружил с фотоаппаратом вокруг нас, запечатлевая  эти исторические моменты.
Петю несет дальше. Он рассказывает о том, как его наградили за проект построенного в Антарктиде православного храма сибирским Оскаром. Вот так вот!
 
Архитектурный «Оскар» выглядит совсем не так, как киношный американский. Внутри пирамиды из горного хрусталя – теремок, а в нем – белка, держащая в лапках золотую (на самом деле – золотую) пирамиду с надписью. Для того чтобы прочесть надпись, в которой говорится, что обладателями первого «Сибирского Оскара» (архитектурной награды Международного фестиваля архитектуры и дизайна «Сибирская пирамида-2011») стали барнаульские архитекторы Петр Анисифоров и Светлана Рыбак, к белке прилагается небольшая лупа. Но и в нее я не смог разглядеть буквы, которые меньше макового зерна.
Мы все дружно повосхищались  искусной выделкой хрустальных мехов и на этом закончили официальную часть. Наши восторги прервал звонок.
-  Да, Тань, уже заканчиваем, сейчас выходим и минут через десять будем на месте – это Петя говорить в трубку.
- Всё, мужики, хватит о серьезном, пора и подкрепиться. Татьяна уже нас заждалась, поэтому с низкого старта и бегом-бегом за стол! – это он уже в наш адрес. А мы, что, мы ничего, как юные пионеры, всегда готовы. Сумки на пле-что! (ать-два) и побежали. Бежать оказалось недалеко, за десять минут с заходом в магазин мы добрались до Петиного скромного жилища.
Пока хозяева занялись последними штрихами застолья, мы тупо слонялись по квартире. Благо, посмотреть там было на что. Петр оказался замечательным художником-графиком. Вот, что значит пренебрегать интернетом! Сколько времени можно выкроить даже в том плотном графике профессиональной и общественной жизни, если не плыть по ленивым волнам житейского моря, а делать то, что нравится.
Особенно тронула висящая на стене в углу фотография. На ней наша 113 группа перед защитой дипломного. У нас тоже такая есть, но на стенке не висит…
Оставшаяся часть дня прошла в прияной застольной беседе, содержание которой передавать бессмысленно, поскольку это был все-таки больше эмоциональный обмен воспоминаниями, типа – Мужики, а помните? Ну-у-у-у! – И как-то незаметно наступил вечер. И нам показалось, что пора бы уже избавить добрых хозяев от нашего присутствия. Сашка Пешков, по доброте душевной, решил нас провести самым коротким путем в гостиницу и повел какими-то дворами и закоулками. Это было странно, потому что прямее пути, чем по Красноармейскому проспекту прямому как стрелка на отутюженных брюках, придумать невозможно. В результате мы оказались на проспекте Ленина. Мы, помня Сашкин характер, этому не удивились и даже договорились, что завтра он нас отвезет на кладбище. Сами же решили все-таки остаток вечера хотя бы немного посмотреть город.
Проспект Ленина. Здесь Барнаул вполне город. Не сказать, что б красивый, но симпатичный и уютный. Сплошная квартальная застройка провинциального сталинского стиля, восьмиполосная авеню с широким зеленым бульваром посередине. Магазинчики и кафешки в уровне первого этажа, не спеша фланирующая  публика, радующаяся теплому субботнему вечеру.


Так не спеша, продвигаемся в сторону Октябрьской площади, где сворачиваем налево в сторону нашей гостиницы. Еще минут сэмь-восэмь, где-то так, и нас с распростертыми объятиями встречает импозантный железный швейцар. Похоже, что администрация, установив такого монстра, решила сэкономить на ФЗП персонала.


Это забавно, но вот если представить, что приехал с чемоданами, а двери тебе открыть некому, кроме этого истукана, то вся эта декорация становится похожей на издевательство. Слава богу, мы путешествуем налегке, чемоданов у нас нет, зато есть прекрасное настроение и желание погулять еще немного по окрестностям.
Заселение проходит быстро. Оплачиваем ночлег, получаем талончик на завтрак и поднимаемся в звездатом лифте на девятый этаж. Вид из номера тоже хорош.


В номере мы не задерживаемся. Световой день кончается, а слоняться по ночному незнакомому городу в темноте смысла особого нет. Поэтому выпиваем по чашке жасминового чая (проверено, лучше средства для взбадривания не существует в природе) и вперед, на встречу новым приключениям!
Правда, единственным интересным объектом, до которого мы успеваем добраться до заката, оказывается жилой дом «С тарелочками». Расположен на бульваре Молодежи. Построен в 2003 году по проекту местного звездатого архитектора Владимира Золотова. Звездатость его бесспорна, потому что по его проектам в Барнауле построено много замечательных (замечательных, потому что не заметить их не возможно) зданий. «Три богатыря» чего только стоят! Недаром им присудили диплом Золотой Капители в 2000 году.


Тарелочки тоже в свое время произвели впечатление. Золотову и за этот проект в 2003 году дали диплом «Золотой капители». Впрочем, кому только не давали эти дипломы! Фасады здания просто ужасны. Этот напрямую перекликающийся мотив все тех же богатырей в «пыльных шлемах» с крестами вместо ртов, смотрится совершенно жутко! Вертикальное завершение здания в виде странного аттика-переростка ничем не оправдано, кроме волюнтаризма автора. Запоздалая такая отрыжка постмодерна. Нелепейшее сооружение! Даже хорошо покрашенная хрущевка смотрелась бы лучше.
Тем временем теплая майская ночь все плотнее опускалась на город. Побродив еще немного, мы с Павлом вышли на ул. Крупской, где тоже наткнулись на очень грамотное исполнение того же постмодерна. Я говорю сейчас о здании Соцстраха Алтайского края. Автора проекта найти не удалось, а жаль. Постройка вполне добротная и не рвет город.
На этом решено закончить столь активный и деятельный день.

1 комментарий:

  1. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить