воскресенье, 14 июля 2013 г.

Пробег по Вене. Часть 6. Современная архитектура и Кройценштайн


10.06. Понедельник (день тяжелый). Чудеса современной архитектуры. Хундертвассер. Дорога на Кройценштайн.


" Каждая капля дождя - это поцелуй неба "
Фриденсрайх Хундертвассер

Утро понедельника печально. Вечером мы подмели все запасы корма, и только пакетики с заваркой грустно выглядывали из своей коробочки. Зато радовало то, что понедельник – день рабочий и значит, все кормушки должны работать. Поэтому не стали долго рассиживаться, а поспешили на завтрак в любимый наш «Анкер».

Сегодняшний день у нас посвящен истории современной архитектуры. Под «современной» я понимаю сооружения конца ХХ – начала ХХI века. Дело в том, что Вена является своеобразной экспериментальной лабораторией строительного искусства. Причины этого мне не очень ясны, но, тем не менее, ни в одном городе мира нет такого количества звездных объектов.

Все интересные здания и комплексы объехать не возможно, но некоторые мы сегодня обязательно посетим. В программе: комплекс «Газометры», Т-центр, берег обводного канала Obere Donaustrasse, ну и Хундертвассер до кучи, куда же без него в Вене. Вторую половину дня решено потратить на пригород Корнойбург с осмотром замка.
Начинаем экскурсию с жилого района «Газометры». Добираемся на метро U3, станция так и называется «Gasometer».

Четыре бывших газгольдера, расположенных в Вене были построены в 1899 году. Они расположены в одиннадцатом районе Зиммеринг. В 1969 город отказался от использования коксового газа в пользу природного, и газометры были закрыты. В 1995 был объявлен конкурс идей по перестройке газометров. В итоге перестройка четырех газометров досталась четырем архитекторам: архитектурному бюро Coop Himmelb(l)au, Жану Нувелю, Вильгельму Хольцбауэру и Манфреду Ведорну.
 Все газометры были разделены на следующие зоны: жилую, офисную, и развлекательную (магазины). Исторический экстерьер был сохранён.
В мае 2001 люди стали заселять газометры, а в октябре состоялось официальное открытие. Из населения газометров со временем сложилось особое сообщество наподобие города в городе, развилось настоящее ощущение единения и общности.


Функционируют концертный зал, вмещающий 2000—3000 человек, кинотеатр, муниципальный архив, студенческое общежитие и так далее. Жилой фонд составляет около 800 квартир, две трети из которых располагаются внутри стен газометров с 1600 постоянных жильцов, а также 70 студенческих комнат вмещающих около 250 студентов.
Мы обходим эти монументальные сооружения по кругу. Сочетание классического модерна с деконструктивистскими вывертами создаёт интересное пространственное решение. Рядом с южной стороны к участку газгольдеров примыкает необычный жилой район «Ville Verdi».
Жилой комплекс состоит из пяти зданий-таунхаусов. Дома расположены в шахматном порядке на участке как элементы  ландшафтного дизайна. В погоне за оригинальностью архитектор Альберт Виммер «наклонил» здания, придав им эффект падающих. Это обернулось дополнительной инсоляцией и привлекательным видом.
 

Далее наш путь лежит к циклопическому сооружению Гюнтера Доменига.
  Про одно из его программных произведение, сберкассу на Фаворитен, я уже отписался в части 2, но «Т-Mobil» превосходит ту  деконструкцию по всем параметрам. Как пишет известный российский критик Григорий Ревзин: «…Отдаешь должное и известной художественной гуманности Доменига – тебя все же не мнут и не корежат, как это делает Фрэнк Гери или Заха Хадид, тебя всего лишь сгребают широкими граблями и вилами, и вероятность проскочить между зубьями достаточно высока».
Григорий Исаакович, понятное дело, резонер еще тот, и подобными перлами прикрывает прежде всего свою творческую импотенцию, но комплекс действительно масштабен и далёк от идеалов гуманизма. Ну правда же хорошо пишет: 

«…Прочитывается оно драматически – будто две группы цехов рвутся к этой автостраде, и стремятся туда настолько, что одна лезет на голову другой. Это интенсивное налезание производит оздоравливающий эффект на окружающую территорию…».
Находиться в этом нагромождении перекошенных объёмов действительно неприятно и мы довольно быстро покидаем, вырываемся на поверхность, подобно Ионе, извергнутому из чрева кита.



К нашей радости в пределах видимости обнаруживаем трамвайную остановку и приближающийся трамвай.
Судя по схеме, все трамваи здесь идут в нужную нам сторону. А впрочем, нам лишь бы до метро добраться, а там уже всё просто. Доезжаем до Штадтпарка, пересаживаемся на U4 и на метро добираемся до Шведенплатц.
Перед нами открывается панорама противоположного берега Дунайского обводного канала. Когда-то это была главная торговая артерия по которой прибывали суда с солью и другими товарами из Зальбурга, Регенсбурга, Нюрнберга. До сих пор сохранилась роль канала как гидротехнического сооружения предохраняющего Вену от наводнений.
С набережной хорошо просматривается застройка противоположной стороны. Там можно увидеть здание гостиницы сети Софитель знаменитого Жана Нувеля.

Нувель, чтобы придать колориту и живости, пригласил современную швейцарскую художницу Пипилотти Рист. Используя современные технологии, она создала 5 прекрасных движущихся видео-потолков, состоящих из специальных мониторов.

«Генерали Тауэр» Ганса Холляйна менее интересна. А, на мой взгляд, самое интересное сооружение этого уголка Вены – Уника Тауэр Хайнца Ноймана. Фишка этого офисного центра в том, что вечером подсветка запрограммированная определенным образом, переливается как новогодняя ёлка.

А на нашей стороне канала попадается симпатичное здание обсерватории в стиле рационального модерна «Урания».

Архитектор Макс Фабиани создал очередной символ города простыми и совсем не масштабными средствами. Здание не велико, но приятно глазу. Прямо напротив Урании на другом берегу Венки расположился небольшой пятачок песчаной отмели. Это самый центральный из городских венских пляжей. Сегодня загорающих не видно, хотя погода вполне пригодна для принятия солнечных и воздушных ванн.

Мы по мостику переходим через Венку на улицу Obere Weisgerberstrasse  и еще минут через пять оказываемся у Кунстхауза или очередного музея искусства Вены, более известного как музей Хундертвассера.
KunstHausWien, был выкуплен и преобразован самим художником. Выставка его художественных работ занимает 2 этажа здания, на других этажах проводятся временные выставки других художников. Выставленная в музее графика Хундертвассера многоцветна, геометрична.





На первый взгляд может показаться, что она абстрактна, и это именно так: за каждой картиной стоит объяснение, целая концепция и ни какой конкретности. Нерегулярно расположенные разноцветные элементы из стекла, металла, черепицы, дерева и керамики придали неповторимый облик ранее неприметному сооружению. Хундертвассер писал: "Венский дом искусств — это дом, где красота чинит препятствия, где исполняет самые активные функции, дом нерегламентированных неправильностей, неровных полов, деревьев-жильцов и танцующих окон. Это дом, в котором совесть человека чиста по отношению к природе". Но препятствия оказались лишь соломой на ветру, а танцующие окна и деревья-жильцы стали наемными служащими. Даже туалет был использован для реализации идей художника.
На первом этаже располагаются кафе, и сувенирная лавка. Мы честно с Лёлей пытались найти что-нибудь на память, но это вам не Братислава. Ничего найти не удалось.

Следующая остановка на нашем пути тоже была посвящена Хундертвассеру. Знаменитый жилой дом, превратившийся в обязательный пункт любой туристической программы. Это доказывает старую истину, что любой нонконформизм, любой протест «невидимая рука рынка» приспособит для получения прибылей.

Его Идеальный Дом — это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз.
В Новой Зеландии он построил такой дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растёт трава, которую иногда приходят пощипать бараны.
Из занимательных фактов, стоит заметить что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его: "Почему вы носите разные носки?", он всегда отвечал: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?!"

И еще один примечательный факт связанный с этим необычным местом. Неподалёку от дома Хундертвассера, 12 марта 1421 г. герцог Альберт издал новый декрет приговаривавший евреев еще оставшихся в Вене к смерти. В тот же день на Гусином лугу было сожжено 92  мужчин и 120 женщин. Сегодня на месте казни установлена мемориальная доска в память о столь печальном событии.Дождик загоняет нас в магазин сувениров,

где Лёле удаётся разжиться замечательной австрийской панамкой. Жаль конечно что не Хундертвассеровской, но хоть что-то. На этом венская программа сегодняшнего дня закончена. Обедать решаем в Корнойбурге и рвем когти на S-bahn.

С вокзала «Флорисдорф» мы стартуем в городок Корнойбург. Городок расположен прямо напротив Клостернойбурга и, по некоторым сведениям, являлся когда-то частью одного города. Билет стоит также - 4€. Ехать всего 10 минут. Тут я сделал ошибку стоившую нам кучу времени и сил. Почему-то мне пригрезилось, что выходить надо в Корнойбурге и потом пешком добираться до замка. На самом же деле, есть остановка поезда, которая так и называется Леобенсдорф-Кройценштайн. От нее до замка не более 20 минут ходу.

Мы же, радостные такие, десантируемся в Корнойбурге. Как-то внезапно пока мы ехали, небо затянулось подозрительными тучками. Ладно, сейчас как следует перекусим какой-нибудь аутентичной австрийской еды, за это время дождик пройдет, и мы по свежачку рванем. Хорошо, но где же здесь трактиры, хойрингеры, кабачки наконец? Так, вот турецкое кафе. - Не-е-е! Турецкое нам не катит. Вот пиццерия, - Ну-у-у, не-е-ет! Тоже нето. А вот… закрыто. Городок маленький. Центральная часть в нужном нам направлении кончается быстро, а обед себе мы так и не нашли.

Зато когда минут через 20 на нашем пути возник Макдональдс, мы радовались как дети, хотя там даже пива не отпускают. Так мы еще никогда и нигде не опускались. Чтобы за границей питаться в быстрофуде? Нет, никогда! Но видать, и на старуху бывает проруха. Пока сидели тучи над замком сгустились еще сильнее, там лил мощный ливень.
Даже раскаты грозы доносились до нас. Но семейный совет постановил – Мы ж уже приехали, значит идём. А с погодой надо работать. Зря мы что ли обучались магии и волшебству? Самым простым способом на данный момент показалось применить технику «така». Благо облачность была не сплошная, и кусочки голубого неба выглядывали кое-где среди мрака. Что забавно, нам таки удалось растакать грозу и под дождь мы не попали.

Еще минут сорок пешей прогулки по полям, лесам и австрийским деревушкам и мы у цели. Перед нами  возвышается замок Кройценштайн!
История св. Северина нам говорит, что когда-то на этой небольшой горе стоял Крест и на той горе не росли деревья, отсюда название замка " Крест-камень», по другой версии первый баварский владелец этого замка по фамилии Dietrich von Grizanestaine, «grizane» «runde stein» обозначает «круглый камень», первые упоминания в истории уходят в 12 век…
В комнатах, которые воспроизведены в стиле романском, обставлены мебелью 16 века. мы можем представить себе как жили в те времена земельные владельцы. Замок, где проходили съемки таких фильмов, как французский «Три мушкетера», итальянский «Кровавый барон». В конце XIX  века замком владел граф Непомук Вильчек известный меценат и покровитель наук и искусств. На его деньги, например, была осуществлена австрийская полярная экспедиция, в ходе  которой были открыты острова ЗФИ (Земля Франца Иосифа). Архитектором проекта был Карл Кайзер Гангольф. Замок до настоящего времени принадлежит потомкам семьи графа Вильчека, поэтому экскурсии нерегулярные и строго регламентированные. Рядом с замком есть ресторанчик с видом на замок и Дунай и охотничий двор: если повезет, можно увидеть соколиную охоту.
Замок конечно великолепен и стоит тех мытарств, которые выпали сегодня на нашу долю.

На обратном пути я оставил Лёлика отдыхать на привокзальной скамеечке, а сам рванул в центр Корнойбурга. Получаса оказалось мало,  даже чтобы почувствовать что же в этом городке ценного. Главная площадь застроенная в основном зданиями XIX века с чумной колонной и веселенькой эклектичной ратушей с башенками и теремками.
Дальнейший путь не представлял какого-либо интереса. Лёлик сразу занялась перебинтовыванием лап, а я как главный добытчик отправился по окрестностям за мясом мамонта. Тем более, что завтра у нас поездка в долину Вахау. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий