суббота, 17 января 2015 г.

ДЛЯ ТОГО ДОРОГА И ДАНА

Для того дорога и  дана,
Чтоб души вниманье не дремало.
Человеку важно знать не мало.
Потому дорога и длинна.
(Вадим Егоров)


Сороковое собрание нашего клуба, как и предполагалось, было посвящено пилигримажу, опытом подобного путешествия делилась замечательный рассказчик и наш давний друг Дина Волошина. 




Французское слово пилигримаж означает - хождение верующих к святым местам на поклонение. Богомольца, совершающего такое путешествие, называют паломником или пилигримом (от  peregrinus «чужеземец, странник»). Подобные практики существуют во всех конфессиях.  Например, хадж — посещение мусульманами МеккиМедины.

Подготовка к путешествию была не короткой. Около шести лет ушло у девушек на сбор информации, снаряжения, а главное на моральную готовность к достаточно протяженному пешему переходу. Все-таки по классификации федерации спортивного туризма по длительности и протяженности маршрут можно отнести к V категории сложности и присвоить участницам звание «Мастер спорта».  Конечно, наличие по маршруту приютов для пилигримов (альберге) значительно облегчает судьбу (нет нужды в продуктах и палатках), но тем не менее, 400 км цифра достойная восхищения.


Шли девушки до Сантьяго 13 дней, и до Финистерры еще 4. По два дня провели там и там. Проходили от 18 до 35-37 км. Самые сложные переходы были 35 км через перевал с большим набором высоты. Очень хорошо помогали и местные, и попутчики-пилигримы. Для тех, кто потерял веру в добро и человечность это путешествие очень подойдет.


Город Сантьяго-де-Компостела, куда стремятся паломники, является третьей по значению святыней христианского мира, уступая лишь Иерусалиму и Риму. Причина такого почитания, которая дала городу прозвище «христианской Мекки» — величайшая реликвия Испании, мощи апостола Иакова, небесного покровителя страны.



Согласно преданию, после мученической кончины апостола в 44 году в Иерусалиме, его останки были положены в лодку и пущены по волнам Средиземного моря. Чудесным образом эта лодка приплыла в Испанию . В 813 году монах-отшельник Пелайо, следуя за некоей путеводной звездой, обнаружил здесь этот ковчег с мощами, которые оставались нетленными почти восемь веков.

В 896—899 годах на месте находки над мощами была построена небольшая церковь. Само место было названо Компостела ( Campus Stellae, «Поле, обозначенное звездой»).  Святой Иаков, чудесно являвшийся во время битв с маврами, стал покровителем Испании и Реконкисты. Как апостол, предпринявший во время своего служения далёкое путешествие из Святой земли в Испанию, он стал считаться покровителем паломников и вообще путешественников.

Эмблемой этого святого является изображение раковины морского гребешка. Дело в том, что когда нетленное тело Святого нашли оно было облеплено именно этим моллюском. Ракушки получили имя Святого Иакова. Морские гребешки в европейских ресторанах до сих пор называют «сен-жаками». Раковины «сен-жаков» украшают не только ресторанные меню и бейсболки паломников. Ракушки стали отличительным знаком пилигримов, вступивших на Путь Святого Иакова, нашивавшимся, например, на одежду. Изображения ракушки украшают здания и дорогу вдоль всего маршрута. Борис Гребенщиков тоже любит показаться на публике в бандане с той же ракушкой. Утверждает, что тоже прошел этим путем.



Так что нашему клубу вполне можно использовать этот знак, как талисман.
Считают, что основные маршруты сформировались примерно в XI веке; в 1160-е годы для защиты паломников от весьма частых тогда разбойных нападений кастильская корона учредила военно-рыцарский орден Святого Якова, куда принимали рыцарей из разгромленного инквизицией ордена Храма Господня, более известных в наши дни, как Тамплиеры.



Паломничество в Компостелу получило в Ватикане особый статус. Этот путь назвали путем Могущества. Человек, прошедший по нему хотя бы сто миль пешком, получает частичное отпущение грехов, а в Святой год, когда день святого Иакова — 25 июля — выпадает на воскресенье, грехи отпускаются полностью.

Классический путь в Сантьяго начинается во французском городке Сен-Жан-Пье-де-Пор в отрогах Пиренеев, проходит через Ронсевальское ущелье, где тщетно трубил в трубу неистовый Роланд, через Ронсеваль — Памплону — Бургос — Леон — Сантьяго. Срединный, или Французский путь - самый популярный маршрут.  Популярным его сделали писатель Пауло Коэльо (книжка «Дневник мага») режиссер Эмилио Эстевеса (фильм «Путь»).



В Компостелу можно попасть и иначе. Через север Испании — сквозь Страну Басков, пахнущую жареной рыбой, через Астурию с ее яблочным амбре, а можно и с юга — Португальским путем, через Лиссабон, Порту и Виго.
А если свернуть с этого пути у деревушки Салас на юг-запад, можно попасть на относительно редко проходимый участок, который называется Примитиво. Участок хорош тем, что проходит в живописной горной местности и в тоже время не затоптан так, как затоптан уже популярный Camino Frances. Как раз этим путем Дина и шла.

Есть еще южный Португальский путь из Лисабона и северный Английский из Коруньи (самый короткий всего чуть больше 100 км).
Чтобы паломничество засчиталось, достаточно преодолеть лишь последние 100 км.

В начале пути необходимо зарегистрироваться в качестве именно паломника. Получить документ – «креденсиаль». Это паспорт паломника, без которого ни в приюте не поселят, ни сертификат в конце не выдадут. 



При получении креденсиаля выдают карту. И рассказывают, что все учреждения и магазины, которые связаны с пилигримами, работают без сиесты, что для Испании просто фантастика.
Если паломник декларирует истинные духовные или религиозные мотивы, то в конечном пункте, в Сантьяго-де-Компостелла он получает составленный по старинному образцу сертификат на латыни о совершении пилигримажа.

С древних времен на путях паломников выстраивались места ночлега и пропитания. Так и на Камино де Кампостало. Такие трактиры здесь зовутся  альберге.



Они бывают разных видов: муниципальные, региональные, от различных общественных организаций, при монастырях, частные.
Ночлеги предоставляются только при наличии у Вас креденсиаля, подтверждающего, что Вы совершаете паломничество, и паспорта.
Стоимость проживания в альбергах практически одинаковая - от 5 до 10 евро. В частных может быть немного дороже.

Заселение начинается где-то в 13.00-14.00 и длится до 22.00. В 22.00-22.30 уже выключают свет, паломники должны отдыхать, потому что утром снова в Путь, и альберге закрываются на уборку. Все пилигримы должны уйти до 8.00, максимум до 9.00. Свет включают часов в 6 утра (иногда не только свет, но и музыку). Многие встают до 6, и начинается утреннее шуршание.



Ночевать в одном альберге можно только 1 раз, чтобы остаться еще на одну ночь должны быть веские причины (например, по состоянию здоровья).

В частных ночлегах свои правила, но суть такая же. В любом случае, все индивидуально, и у каждого приюта есть свое расписание работы.
Альберге все очень разные, но обычно представляют собой большие помещения, в которых стоят кровати. Часто они двухъярусные, но бывают  и трехъярусные. Белье не предоставляется. Обязательно иметь спальный мешок.

 Все приюты смешанного типа, то есть разделения по половому признаку нет, все вместе спят, и храпят тоже вместе.

 Во всех приютах можно помыться и постирать вещи, но условия также отличаются. Где-то стирка только руками, где-то есть стиральные и сушильные машины, но это, скорее всего, платное удовольствие.

Также часто в Альберге встречаются кухни, где Вы можете приготовить себе завтрак - обед - ужин, естественно, из своих продуктов, которыми надо предварительно запастись. Кухонная утварь обычно вся имеется. 

Отдельно стоит остановиться на ночлегах за пожертвования - donativo, то есть фактически бесплатные. Вы можете оставить деньги в специальном ящике в знак благодарности. Эти приюты существуют зачастую только на то, что оставляют пилигримы. А трудятся в этих Альберге и  помогают паломникам - волонтеры.

На собранные средства Вам предложат ужин и завтрак. Вернее, питание организовывается на те деньги, которые паломники пожертвовали вчера, а на то, что пожертвуете Вы, уже будут питаться пилигримы на следующий день. В среднем, оставляют от 5 до 10 евро, но все на Ваше усмотрение. Такие приюты, в основном, при церквях, монастырях, и называются albergue parroquial.

Самые интересные (это уже на мой взгляд) города по дороге это Овьедо, Луго и, само собой Сантьяго-де-Компосело.



Город Луго расположен на северо-западе Испании в автономном сообществе Галисия в холмистой местности на берегах реки Миньо. Луго, основанный в 24 году до н.э., считается самым древним в Галисии и прославился на весь мир городской стеной древнеримской эпохи, возведенной в конце III - начале IV века н.э.



Столица средневекового Астурийского королевства древний Овьедо. Известен как истинный заповедник дороманской архитектуры VIII—IX веков.

Главная, но не конечная точка пути город Сантьяго-де-Компостела. Для установления традиции поклонения мощам большое значение имел, как гласит легенда, сон императора Карла Великого: ему приснился Млечный Путь, который простирался к святому месту, а Господь призывал Карла расчистить «звёздную» дорогу от мавров. Император повёл войска через Пиренеи и освободил северные провинции Испании.



Собор Святого Якова Компостельского колоссальный, но как во всех готических соборах внутри нет ощущения катакомб с пятнадцатиметровым потолком. 



История возникновения собора тоже непроста. В одном из безнадежных сражений с полчищами мавров Святой явился в гуще боя, вооруженный сияющим мечом. Блеск меча был столь убедителен, что адепты Пророка незамедлительно обратились в бегство, а предводитель христианского воинства Альфонсо в знак благодарности велел компостельским жителям построить в честь апостола подобающий его заслугам храм. 



Храм очень органично сочетает в себе барокко, готику и классицизм. Стены его украшает большое количество скульптур мастера Матея, которые даже спустя века смотрятся как живые – настолько реалистично их изображали. Но главной ценностью собора все же являются мощи Иакова.

Нашим девушкам повезло присутствовать при каждении знаменитым кадилом ботафумейро. Ботафумейро (гал. Botafumeiro; «испускающий дым») — самое большое в мире кадило, которое уже в течение 700 лет используется в соборе Сантьяго-де-Компостела. Оно прикреплено к потолку, имеет 160 см в высоту и весит 80 кг. Для его наполнения требуется 40 кг угля и ладана.



Кадило приводится в действие путём раскачки восемью служителями в багряных одеждах. Скорость движения кадила достигает 60 км в час; от него валят клубы фимиама. По-видимому, первоначальное назначение этого необычного приспособления состояло в том, чтобы заглушать вонь, исходящую от тел тысяч немытых паломников.
Чтобы попасть к святому Иакову, надо выстоять довольно длинную очередь внутри собора. Святой Яков оказывается смешной деревянной статуей, раскрашенной чуть ли не акварелью. Общаться с апостолом полагается не более тридцати секунд. За это время надо успеть положить ему руки на плечи и про себя проговорить желание. Дедушка Яша очень щедр и может исполнить все, что пожелаешь.

Город Сантьяго-де-Компостела Испания кроме своей самой главной святыни имеет также огромное количество архитектурных и исторических памятников, чтобы осмотреть их все понадобится очень много времени.




 В этом старинном городе каждое здание имеет свою интересную многовековую историю. 

Еще 90 км и самый выносливый и любопытный пилигрим оказывается на краю света. Долгое время именно этот мыс считался крайней западной точкой Ойкумены. По латыни это и есть финис – конец, терра – земля. Край за которым океан, слоны, киты, черепаха и т.д.


На самом же деле, именно там расположена точка отсчета дороги Святого Якова.

Мыс Рока в Португалии на 18 км дальше, но кто мог уточнить в Средние века?
А самым выносливым пилигримам поставлен своеобразный памятник в виде стоптанного башмака.


А самым выносливым пилигримам поставлен своеобразный памятник в виде стоптанного башмака. Здесь обычно все и заканчивают паломничество. Поэтому город Компостела славен еще и тем, что в нем продается больше всего авиабилетов в один конец. Это пилигримы возвращаются на родины самолетом.

Собственный рассказ Дины вот здесь




Комментариев нет:

Отправить комментарий