Для того дорога и дана,
Чтоб души вниманье не дремало.
Человеку важно знать не мало.
Потому дорога и длинна.
(Вадим Егоров)
Сороковое собрание
нашего клуба, как и предполагалось, было посвящено пилигримажу, опытом подобного путешествия делилась замечательный рассказчик и наш давний друг Дина Волошина.
Французское
слово пилигримаж означает - хождение верующих к святым местам на поклонение.
Богомольца, совершающего такое путешествие, называют паломником или пилигримом (от peregrinus «чужеземец, странник»).
Подобные практики существуют во всех конфессиях. Например, хадж —
посещение мусульманами Мекки, Медины.
Подготовка к
путешествию была не короткой. Около шести лет ушло у девушек на сбор
информации, снаряжения, а главное на моральную готовность к достаточно
протяженному пешему переходу. Все-таки по классификации федерации
спортивного туризма по длительности и протяженности маршрут можно отнести к V категории
сложности и присвоить участницам звание «Мастер спорта». Конечно, наличие по маршруту приютов для
пилигримов (альберге) значительно облегчает судьбу (нет
нужды в продуктах и палатках), но тем не менее, 400 км цифра достойная
восхищения.
Шли девушки
до Сантьяго 13 дней, и до Финистерры еще 4. По два дня провели там и там. Проходили
от 18 до 35-37 км. Самые сложные переходы были 35 км через перевал с большим
набором высоты. Очень хорошо помогали и местные, и попутчики-пилигримы. Для
тех, кто потерял веру в добро и человечность это путешествие очень подойдет.
Город Сантьяго-де-Компостела,
куда стремятся паломники, является третьей по значению святыней христианского
мира, уступая лишь Иерусалиму и Риму. Причина такого почитания,
которая дала городу прозвище «христианской Мекки» — величайшая реликвия
Испании, мощи апостола Иакова, небесного покровителя страны.
Согласно
преданию, после мученической кончины апостола в 44 году в Иерусалиме,
его останки были положены в лодку и пущены по волнам Средиземного моря. Чудесным
образом эта лодка приплыла в Испанию . В 813 году монах-отшельник
Пелайо, следуя за некоей путеводной звездой, обнаружил здесь этот ковчег с мощами,
которые оставались нетленными почти восемь веков.
В 896—899
годах на месте находки над мощами была построена небольшая церковь. Само место
было названо Компостела ( Campus Stellae, «Поле, обозначенное
звездой»). Святой Иаков, чудесно
являвшийся во время битв с маврами, стал покровителем Испании и Реконкисты.
Как апостол, предпринявший во время своего служения далёкое путешествие из
Святой земли в Испанию, он стал считаться покровителем паломников и вообще
путешественников.
Эмблемой
этого святого является изображение раковины морского гребешка. Дело в том,
что когда нетленное тело Святого нашли оно было облеплено именно этим
моллюском. Ракушки получили имя Святого Иакова. Морские гребешки в европейских
ресторанах до сих пор называют «сен-жаками». Раковины «сен-жаков» украшают не
только ресторанные меню и бейсболки паломников. Ракушки стали отличительным
знаком пилигримов, вступивших на Путь Святого Иакова, нашивавшимся, например,
на одежду. Изображения ракушки украшают здания и дорогу вдоль всего маршрута.
Борис Гребенщиков тоже любит показаться на публике в бандане с той же ракушкой.
Утверждает, что тоже прошел этим путем.
Так что
нашему клубу вполне можно использовать этот знак, как талисман.
Считают, что
основные маршруты сформировались примерно в XI веке; в 1160-е годы для защиты
паломников от весьма частых тогда разбойных нападений кастильская корона
учредила военно-рыцарский орден Святого Якова, куда принимали рыцарей из
разгромленного инквизицией ордена Храма Господня, более известных в наши дни,
как Тамплиеры.
Паломничество
в Компостелу получило в Ватикане особый статус. Этот путь назвали путем
Могущества. Человек, прошедший по нему хотя бы сто миль пешком, получает
частичное отпущение грехов, а в Святой год, когда день святого Иакова — 25 июля
— выпадает на воскресенье, грехи отпускаются полностью.
Классический
путь в Сантьяго начинается во французском городке Сен-Жан-Пье-де-Пор в отрогах
Пиренеев, проходит через Ронсевальское ущелье, где тщетно трубил в трубу
неистовый Роланд, через Ронсеваль — Памплону — Бургос — Леон — Сантьяго. Срединный,
или Французский путь - самый популярный маршрут. Популярным его сделали писатель Пауло Коэльо (книжка
«Дневник мага») режиссер Эмилио Эстевеса (фильм «Путь»).
В Компостелу
можно попасть и иначе. Через север Испании — сквозь Страну Басков, пахнущую
жареной рыбой, через Астурию с ее яблочным амбре, а можно и с юга —
Португальским путем, через Лиссабон, Порту и Виго.
А если
свернуть с этого пути у деревушки Салас на юг-запад, можно попасть на относительно
редко проходимый участок, который называется Примитиво. Участок хорош тем, что
проходит в живописной горной местности и в тоже время не затоптан так, как
затоптан уже популярный Camino Frances. Как раз этим путем Дина и шла.
Есть
еще южный Португальский путь из Лисабона и северный Английский из Коруньи (самый
короткий всего чуть больше 100 км).
Чтобы
паломничество засчиталось, достаточно преодолеть лишь последние 100 км.
В начале
пути необходимо зарегистрироваться в качестве именно паломника. Получить
документ – «креденсиаль». Это паспорт паломника, без которого ни в приюте не
поселят, ни сертификат в конце не выдадут.
При получении креденсиаля выдают карту. И рассказывают, что все учреждения и магазины, которые связаны с пилигримами, работают без сиесты, что для Испании просто фантастика.
При получении креденсиаля выдают карту. И рассказывают, что все учреждения и магазины, которые связаны с пилигримами, работают без сиесты, что для Испании просто фантастика.
Если
паломник декларирует истинные духовные или религиозные мотивы, то в конечном
пункте, в Сантьяго-де-Компостелла он получает составленный по старинному
образцу сертификат на латыни о совершении пилигримажа.
С древних
времен на путях паломников выстраивались места ночлега и пропитания. Так и на
Камино де Кампостало. Такие трактиры здесь зовутся альберге.
Они бывают
разных видов: муниципальные, региональные, от различных общественных
организаций, при монастырях, частные.
Ночлеги
предоставляются только при наличии у Вас креденсиаля,
подтверждающего, что Вы совершаете паломничество, и паспорта.
Стоимость
проживания в альбергах практически одинаковая - от 5 до 10 евро. В частных
может быть немного дороже.
Заселение
начинается где-то в 13.00-14.00 и длится до 22.00. В 22.00-22.30 уже
выключают свет, паломники должны отдыхать, потому что утром снова в Путь, и
альберге закрываются на уборку. Все пилигримы должны уйти до 8.00, максимум до
9.00. Свет включают часов в 6 утра (иногда не только свет, но и музыку). Многие
встают до 6, и начинается утреннее шуршание.
Ночевать в
одном альберге можно только 1 раз, чтобы остаться еще на одну ночь должны быть
веские причины (например, по состоянию здоровья).
В частных
ночлегах свои правила, но суть такая же. В любом случае, все
индивидуально, и у каждого приюта есть свое расписание работы.
Альберге все
очень разные, но обычно представляют собой большие помещения, в которых стоят
кровати. Часто они двухъярусные, но бывают и трехъярусные. Белье не
предоставляется. Обязательно иметь спальный мешок.
Все
приюты смешанного типа, то есть разделения по половому признаку нет, все вместе
спят, и храпят тоже вместе.
Во
всех приютах можно помыться и постирать вещи, но условия также отличаются.
Где-то стирка только руками, где-то есть стиральные и сушильные машины, но это,
скорее всего, платное удовольствие.
Также часто
в Альберге встречаются кухни, где Вы можете приготовить себе завтрак - обед -
ужин, естественно, из своих продуктов, которыми надо предварительно запастись.
Кухонная утварь обычно вся имеется.
Отдельно стоит остановиться на ночлегах за пожертвования - donativo, то есть
фактически бесплатные. Вы можете оставить деньги в специальном ящике в знак
благодарности. Эти приюты существуют зачастую только на то, что
оставляют пилигримы. А трудятся в этих Альберге и помогают паломникам -
волонтеры.
На собранные
средства Вам предложат ужин и завтрак. Вернее, питание организовывается на те
деньги, которые паломники пожертвовали вчера, а на то, что пожертвуете Вы, уже
будут питаться пилигримы на следующий день. В среднем, оставляют от 5 до 10
евро, но все на Ваше усмотрение. Такие приюты, в основном, при
церквях, монастырях, и называются albergue parroquial.
Самые
интересные (это уже на мой взгляд) города по дороге это Овьедо, Луго и, само
собой Сантьяго-де-Компосело.
Город Луго
расположен на северо-западе Испании в автономном сообществе Галисия в холмистой
местности на берегах реки Миньо. Луго, основанный в 24 году до н.э., считается
самым древним в Галисии и прославился на весь мир городской стеной
древнеримской эпохи, возведенной в конце III - начале IV века н.э.
Столица средневекового
Астурийского королевства древний Овьедо. Известен как истинный заповедник
дороманской архитектуры VIII—IX веков.
Главная, но
не конечная точка пути город Сантьяго-де-Компостела. Для
установления традиции поклонения мощам большое значение имел, как гласит легенда, сон императора Карла Великого: ему приснился Млечный Путь, который простирался к святому
месту, а Господь призывал Карла расчистить «звёздную» дорогу от мавров.
Император повёл войска через Пиренеи и освободил северные провинции
Испании.
Собор Святого
Якова Компостельского колоссальный, но как во всех готических соборах внутри
нет ощущения катакомб с пятнадцатиметровым потолком.
История возникновения собора тоже непроста. В одном из безнадежных сражений с полчищами мавров Святой явился в гуще боя, вооруженный сияющим мечом. Блеск меча был столь убедителен, что адепты Пророка незамедлительно обратились в бегство, а предводитель христианского воинства Альфонсо в знак благодарности велел компостельским жителям построить в честь апостола подобающий его заслугам храм.
Храм очень органично сочетает в себе барокко, готику и классицизм. Стены его украшает большое количество скульптур мастера Матея, которые даже спустя века смотрятся как живые – настолько реалистично их изображали. Но главной ценностью собора все же являются мощи Иакова.
История возникновения собора тоже непроста. В одном из безнадежных сражений с полчищами мавров Святой явился в гуще боя, вооруженный сияющим мечом. Блеск меча был столь убедителен, что адепты Пророка незамедлительно обратились в бегство, а предводитель христианского воинства Альфонсо в знак благодарности велел компостельским жителям построить в честь апостола подобающий его заслугам храм.
Храм очень органично сочетает в себе барокко, готику и классицизм. Стены его украшает большое количество скульптур мастера Матея, которые даже спустя века смотрятся как живые – настолько реалистично их изображали. Но главной ценностью собора все же являются мощи Иакова.
Нашим
девушкам повезло присутствовать при каждении знаменитым кадилом ботафумейро. Ботафумейро (гал. Botafumeiro;
«испускающий дым») — самое большое в мире кадило, которое уже в
течение 700 лет используется в соборе Сантьяго-де-Компостела. Оно
прикреплено к потолку, имеет 160 см в высоту и весит 80 кг. Для
его наполнения требуется 40 кг угля и ладана.
Кадило
приводится в действие путём раскачки восемью служителями в багряных одеждах.
Скорость движения кадила достигает 60 км в час; от него валят клубы фимиама.
По-видимому, первоначальное назначение этого необычного приспособления состояло
в том, чтобы заглушать вонь, исходящую от тел тысяч немытых паломников.
Чтобы
попасть к святому Иакову, надо выстоять довольно длинную очередь внутри собора.
Святой Яков оказывается смешной деревянной статуей, раскрашенной чуть ли не
акварелью. Общаться с апостолом полагается не более тридцати секунд. За это
время надо успеть положить ему руки на плечи и про себя проговорить желание.
Дедушка Яша очень щедр и может исполнить все, что пожелаешь.
Город
Сантьяго-де-Компостела Испания кроме своей самой главной святыни имеет также
огромное количество архитектурных и исторических памятников, чтобы осмотреть их
все понадобится очень много времени.
В этом старинном городе каждое здание имеет свою интересную многовековую историю.
В этом старинном городе каждое здание имеет свою интересную многовековую историю.
Еще 90 км и самый
выносливый и любопытный пилигрим оказывается на краю света. Долгое время именно этот мыс
считался крайней западной точкой Ойкумены. По латыни это и есть финис – конец,
терра – земля. Край за которым океан, слоны, киты, черепаха и т.д.
На самом же деле, именно там расположена точка отсчета дороги Святого Якова.
Мыс Рока в Португалии на 18 км дальше, но кто мог уточнить в Средние века?
А самым выносливым пилигримам поставлен своеобразный памятник в виде стоптанного башмака.
На самом же деле, именно там расположена точка отсчета дороги Святого Якова.
Мыс Рока в Португалии на 18 км дальше, но кто мог уточнить в Средние века?
А самым выносливым пилигримам поставлен своеобразный памятник в виде стоптанного башмака.
Собственный рассказ Дины вот здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий