суббота, 28 марта 2015 г.

КРАЙ КАТОРГИ И ССЫЛКИ (часть 1 Нерчинский край)

КРАЙ КАТОРГИ И ССЫЛКИ

Большинство наших клубных посиделок в этом году были посвящены дальним странам, южным морям и другим забугорным чудесам. Однако просторы нашей  родины тоже полны чрезвычайно интересными местами.

Вот о таких экзотических уголках Сибири мы и поговорили в прошлую пятницу.

Ирина Негода, старейший участник наших встреч, рассказала как она
этим летом водила ребят из клуба «Юный геолог» по Забайкальскому Краю.

Ребята побывали на Шерловой Горе – самом знаменитом месторождении драгоценных камней Забайкалья.



Сюда мечтают попасть минералоги и любители камня не только России, но и других стран.
Голубые аквамарины, 


 желтые гелиодоры, 


 топазы, 



морионы и еще более 100 минеральных видов…  Есть что посмотреть! Только добираться до этого «Клондайка» довольно сложно  – находится месторождение на приграничной с Китаем и Монголией территории с поэтичным названием Даурия.
Составляя маршрут экспедиции, включили туда и другие интереснейшие места Забайкалья.

Подробный дневник путешествия вели сами участники Назар Герасимов Кирилл Кондырин, Даниил Сидько, Валентин Ковалев и Кирилл Годунов. Далее представлены выдержки из дневника опубликованные в Навигаторе.

День первыйНазар Герасимов: «В шесть утра мы уже на вокзале в Чите. Сложили рюкзаки в кучу и пошли посмотреть город, пополнять запасы провизии. Около десяти подошла машина. Водитель дядя Женя быстро сообразил, где можно нас недорого и вкусно покормить, и буквально через пять минут мы уже заказали бурятские буузы.
После завтрака отправились к отрогам Яблонового хребта, чтобы побывать на Кадалинских Скалах – причудливой формы выходы гранитов.




Выветренные останцы напоминают то птиц, то верблюдов, то печку из русской сказки. Интересно было влезть в выработанные ветром ниши или забраться на самую вершину скалы, откуда открывались великолепные виды. Были и интересные геологические находки, еще мы рассматривали пегматитовую зональность, учились ориентироваться на местности.
Спустившись вниз, окунулись в ледяную воду ручья. Воздух прогрелся до 30, в ручье не больше шести, бодрит!
Первое дежурство. Валя Ковалев опрокинул котелок с уже готовой гречкой, так что на ужин была гречка с тушенкой и золой. Впрочем, ели все с большим аппетитом. А еще руководители принесли охапку ревеня. Уже почти ночью чистили черешки для завтрашнего компота».

День второй. Сегодня побывали в удивительном месте, на Земле их всего три. Называются они мировыми водоразделами. С обычных хребтов реки текут, как правило, в бассейн двух крупных рек и одного океана, а с горы Палласа (Яблоновый хребет) сразу в три крупные реки: Енисей, Лену и Амур, и океанов получается два – Северный Ледовитый и Тихий.
Маршрут был долгий и утомительный – приходилось буквально пробираться сквозь заросли огромной травы. Эх, нам бы мачете! Зато после нашего хождения-восхождения тропа стала удобной для последующих путешественников.
А вечером прошли захватывающие соревнования по ночному ориентированию, во время которых некоторые из ребят решили пошутить и создали невероятный шум – как-будто сквозь чащу ломится огромный зверь… Хитрость все быстро раскусили и долго смеялись, вспоминая первые ощущения.

День третийКирилл Кондырин: «Утром посетили еще один уникальный геологический объект – Красную Горку. В «законсервированном» древнем озере мезозойской эры сохранились многочисленные отпечатки растений и животных. Нам удалось найти листочки гингового дерева, шишечки хвойных и крылышки насекомых. Жаль, было мало времени покопаться!
В Чите встретились с Константином Игоревичем Клопотовым, умным и уважаемым геологом. Он будет нашим проводником в Забайкалье! И, ура, наконец-то, наша команда в полном сборе отправилась на Шерловую Гору. 



Только к вечеру добрались до места, поставили палатки и, предвкушая завтрашние находки, завалились спать».

День четвертыйДанил Сидько: «Первый наш маршрут был на Безымянную сопку, там нашли только мелкие бериллы. Потом Константин Игоревич перевел нас на Новиковскую копь, где я нашел большую часть своих топазов. Далее мы переместились на следующую копь – личную свалку Сергея Вольфрамовича (еще один наш местный шерловогорский проводник, его дедушка был лично знаком с Ферсманом). Это был берилловый рай! Мелких кристалликов берилла было так много, что Назар даже устроил посыпание головы и купание в бериллах. А я сказал руководителям, что «русская Бразилия» совсем не на Урале, где за целый день на Жуковской копи мы не нашли ничего, а здесь, на Шерловой Горе много чего. Они согласились.
После многочасового путешествия вернулись в лагерь. Ужинали, разбирали образцы, анализировали увиденное и обсуждали планы на будущее. Поздно вечером вернулись Ирина Владимировна и дядя Женя. Привезли две трехлитровые банки холодного молока, сметану и свежий хлеб. Было очень вкусно».

День пятыйВалентин Ковалев: «Сегодня едем на Адун-Челонский хребет. Адун-Челон – это заказник, входящий в Даурский биосферный заповедник. 
Об этом месте великий путешественник и исследователь России XVIII века Паллас сказал: «Я нигде в моей жизни лучше не видывал!» Ехали долго, любовались степными пейзажами, высматривали замаскированные военные сооружения, каких в Даурской степи очень много – от небольших дотов до ангаров под самолеты. Через некоторое время пейзаж сменился. Стал просматриваться вытянутый хребет со скальными выходами. Это и был Адун-Челон. 



Мы прошли по экологической тропе, познакомились с местной флорой и фауной и, конечно, посетили старые «закопушки». Многие скалы хребта имеют свои названия – Хамелеон, Каменная Баба, Каменный Дед, и мы с удовольствием находили похожие очертания!»

День шестойКирилл Годунов: «День выдался интересный. Сначала мы посетили старый оловянный карьер. Там нашли много разных минералов зоны окисления очень нарядной, яркой окраски. После обеда разделились на две группы: три человека пошли в баню, а остальные семь – искать древних окаменелых рыб. Мне больше всего понравилось рассматривать «запчасти» рыб. Самому целую рыбу найти не удалось. Но ведь и окаменелые хвосты не каждый день находишь! «Тургинские рыбки» – еще один уникальный природный объект – здесь были сделаны самые первые описания ископаемых органических остатков в Забайкалье».




День седьмойАлександр Нелюдов: «Сегодня отправились за 190 км от Шерловой Горы на озеро Зун-Торей. Это крупнейший водоем Забайкальского края, его можно считать остатком древнего моря. Вода в озере соленая, а берега глинистые, топкие, так что купаться не пришлось. Но на каменных косах берега мы нашли много агатов, халцедонов и даже аметисты! Каждый набрал по кучке. Когда вернемся в Новосибирск, нам их распилят, а уж отполируем сами. Вот будет красотища!»

День восьмойИван Кузьмин: «Сегодня последний день на Шерловой Горе, и каждый хочет найти, добрать то, что не успел или не смог найти в первый день. После длительного копания в отвалах и старых выработках, рытья мелких «закопушек» добыли кучу образцов. В целом день прошел весело и продуктивно».

День девятыйАндрей Тарасовский: «Утро началось с затишья, ничего хорошего не предвещающего. Только мерное постукивание капель по тенту палатки. Дождь шел все утро. Но несмотря на причуды погоды, как обычно позавтракали, собрали личные вещи и палатки и отправились в путь. Ехали долго и нудно, практически нигде не останавливались. За день нужно было преодолеть больше 300 км. Прибыли на место со странным название «Кличка». Кличкинская группа месторождений богата набором минералов, многие из которых есть в коллекциях наиболее известных минералогических музеев мира! Именно здесь встречается очень красивый разноцветный флюорит. 


Копались до темноты, и нам удалось найти и шикарные кальцитовые друзы, и изумрудно-зеленый флюорит, и очень красивую красно-желтую яшму».
  
День 10-йИван Ахметшин: «После завтрака по-быстрому собрав вещи, отправились в Балей, где находится крупнейшее золотосульфидное месторождение. По пути остановились на Мулиной горе, искали в базальтовых потоках агаты и кварцевые жеоды. Потом снова долго ехали, по пути нас подпитывали то пряниками, то хлебом. Хлеб был горячий и очень вкусный, только что из деревенской пекарни.
Дорога действительно была долгой, но зато мы смогли увидеть, как обустраивают на российской территории свои добывающие предприятия китайцы, как добывают золото из террас Ингоды, как возводят новую железную дорогу к крупному медно-никелевому месторождению».
День 11-йИван Кузьмин: «Сегодня работали на отвалах золотосульфидного месторождения. Выясняли, какие минералы сопутствуют золоту и искали их. 



Золота, к сожалению, не нашли. Жаль. Вдоволь накопавшись в отвалах, поехали обедать. А после обеда началось самое интересное... Нас повезли мыть настоящее золото в отстойнике затопленного карьера. Брали глинистые рыхлые отложения и шлиховали. Хотя это были уже отработанные породы, каждый увидел в своей чашке или на лотке настоящие золотинки».

День 12-йНазар Герасимов: «Сегодня уезжаем из Забайкалья. Паковались, ели, спали. Ехали почти весь день. На вокзале сердечно попрощались с нашим замечательным водителем дядей Женей. Завтра рано утром будем уже в Улан-Удэ».

День 13-йДанил Сидько: «Ехали традиционно долго вдоль Байкала. Последняя часть пути проходила по перешейку, соединяющему большую землю и полуостров Святой Нос. Чивыркуйский залив на полуострове был выбран потому, что в отличие от остального студеного Байкала он мелководный, и вода здесь прогревается до 23о! Многочисленные укромные бухточки по побережью придают неповторимый колорит этой части полуострова! В одной из них поставили лагерь, и ребята пошли купаться.


Какой же Байкал без рыбалки? Но как? Нет удочки, крючков, лески. Нас выручили местные рыбаки – подарили нам удочку, червей и рассказали, как здесь рыбачат. Первый улов был скромный, но замечательный – две красноперки и один окунь».

День 14-йВалентин Ковалев: «Этот день начался как-то по-особенному. Проснулся полный энергии и сил. Сегодня – маршрут по экологической тропе, цель – познакомиться с бухтами Чивыркуйского залива. Идем. Слева и справа простираются то темные леса, то пляжи, то болотца. Красота! По дороге купаемся в каждой бухте, рассматриваем озерные отложения, ориентируемся. Наконец дошли до бухты Миллионной. Искупались, пообедали, потренировались в шлиховании. Вот уже и пора идти обратно. Когда подходили к лагерю, пошел дождь – теплый и освежающий. Дежурные быстро приготовили ужин, и дождь как по волшебству закончился.
Пошел спать уставший, мокрый, полный впечатлений».
День 15-йМихаил Наберухин: «Сегодня – камеральный день – проверка маршрутных книжек, дописывание и переписывание.
После обеда младшие отправились на рыбную ловлю, а остальные – собирать дрова для копчения пойманных окуней.
Потом несколько ребят ушли с руководителями, кому охота было пробраться по Байкалу до соседней бухты. Пройти вдоль берега оказалось не менее интересно! Сколько веселых минут доставило нам прохождение скальных прижимов! Зато мы увидели огромные волноприбойные ниши, искупались на камерном песчаном пляжике, сделали «восхождение» на гору, где в полной мере насладились рериховскими красками Баргузинского хребта. Вечером был вкусный ужин».
День 16-й. Иван Ахметшин: «Утром переехали на залив Култук – эта часть Баргузинского залива славится шикарными пляжами с оранжевым песком. 


 Здесь сразу стало понятно, почему Байкал называют морем – волны большие, настоящие, к тому же черные (из-за взвеси прибитых обугленных опилок) с контрастно оттеняющими их белыми гребешками. Короче – полнейший сюрреализм!
Сегодняшний маршрут пролегал вдоль берега до ручья Макарова. Дорогу пришлось делить с муравьями, а они делиться не хотели, так что к концу маршрута ноги у всех были слегка покусанными. Ручей оказался маленьким и очень быстрым. Провели в парах гидрологические замеры.
Вечером все пошли собирать голубику. Вернулись с полными тарелкам ягод, добавили туда сахара, сгущенки – было божественно вкусно! А еще ели соленого омуля, которым нас угостили местные рыбаки. Получился день наслаждения – эстетического и гастрономического!»

День 17-йКирилл Кондырин: «Путешествие продолжается – мы переезжаем в Слюдянку. В Улан-Удэ пришлось разбиться на две группы – билетов на поезд всем не хватило. Я попал в группу, которая ехала на автобусе.
В Слюдянку приехали в 12 ночи. Достали фонарики и стали искать место для лагеря. В конце концов остановились на дамбе. Да, поиски места для палаток в ночи, да еще рядом с поселком – проблематичное занятие, зато отработали установку палаток почти вслепую».

День 18-йАндрей Тарасовский: «День для меня начался в 12 ночи с посадки в общий вагон поезда «Наушки – Иркутск». Поспать почти не удалось – вышли в Слюдянке в 5 утра, темнота, ничего не видно. Посидели, пока не рассвело, и пошли искать место для постоянного лагеря. Нашли замечательную полянку у речки и завалились спать. Проспали до полудня, к этому времени Ирина Владимировна купила вкусные булочки и йогурт, а ребята, приехавшие вчера, переселились на постоянное место.



После обеда отправились на второй рудник изучать минералогию контактово-метаморфических пород, кальцифиров. По пути лакомились земляникой, смородиной. Слюдянка – культовое место, минералогический рай. Славу ей принесли совершенные формы и уникальные размеры кристаллов. Ребята нашли неплохие образцы, особенно удачливым оказался Саша Неклюдов».

День 19-йКирилл Годунов: «Месторождение Перевал... Назови его, и перед глазами возникнет гамма разноцветных кальцитов, среди них особо выделяется нежно-голубой – загадка цвета до конца еще не ясна. 


Дошли до места назначения (отвалы карьера) и увидели огромную гору голубого и белого мрамора. Все набросились на камни, нашли и белый, и голубой, и желтый, и розовый кальцит, прозрачный сиреневый главколит. Вернее, только начали все это находить, но тут пошел дождь, точнее ливень! Небо закрыли тучи, конца края не видать... Пришлось возвращаться в лагерь. Мы с Сашей добежали промокшие, переоделись в сухое и легли в спальник согреваться. Тут опять начался ливень, но нам было уже не страшно. Вечером – традиционный, как выяснилось, арбуз. Потом, кто захотел, пошел прощаться с Байкалом».

День 20-й и последний. Не все задуманное в Иркутске удалось. Сфотографировались у символа города бабра, прошлись по главной улице, побывали у площади трех церквей, у памятника казаку-основателю Якову Похабову, видели место у Знаменского монастыря, где расстреляли А. Колчака – сейчас там памятный крест. Наконец, посадка в поезд до Новосибирска.





Комментариев нет:

Отправить комментарий