пятница, 19 октября 2012 г.

РАЗДУМЬЯ О ФЕНОМЕНЕ "САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ" ПУТЕШЕСТВИЙ

МИФЫ О САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПУТЕШЕСТВИЯХ

Пассажир - таксисту:
- Вам не кажется, что пора стекло протереть?
Таксист:
- Зачем, я же очки дома забыл.

Если внимательно оглядеться вокруг, то можно заметить, что живем мы в мире стремящемся к все более узкой специализации. «Специализируйся или умри» кричат адепты жесткого разделения функций. «Каждый должен делать свое дело!» вторят им гуру маркетинга и рекламы, пи- ара и эйч- ара. Вот уже даже проведение отдыха, отпуск, заработанный непосильным трудом, простое проведение досуга все ставится на поток, разбивается на технологические фрагменты и продается, продается, продается…
За последние пол века туристическая индустрия в миров ранге занимает всё более заметное место. И всё бы хорошо, клиент получает необходимый уровень комфорта, расфасованный, пронумерованный и перевязанный красивой ленточкой пакет услуг в любом месте мира. Замечательно! Не нужно прикладывать усилия, не нужно рисковать временем и деньгами. Купи тур и вперед! Однако, не всё так благостно. Как всегда, всё замечательно бывает только в теории. Факторов влияющих на турпродукт множество. Тут и природные катаклизмы, и политические кульбиты, и экономические перетасовки, и. наконец, простой человеческий фактор. И вот уже ожидания туриста не оправдываются, его выселяют из гостиницы, снимают с рейса, отказывают во въезде. Кто виноват? Вроде бы, конкретные представители туриндустрии. Но по некоторому размышлению, понимаешь, что виноват сам товарищ, решивший поручить организацию своего отпуска специалистам. И ни какие компенсации не смогут вернуть потраченное время и исправить испорченный праздник.

Это один взгляд на засилье специалистов. Другой стороной процесса глобальной коммерциализации отдыха является утеря самобытности. Особенно это заметно в курортных районах. Одинаковые отели с одинаковым набором услуг, обусловленным только уровнем обслуживания (звёздностью). Одинаковые сувениры в лавках, сделанные в Китае для практически любого уголка планеты. Одинаковые наборы блюд в ресторанах. Куда бы не поехал, везде наткнешься на пиццу, пасту, хот-доги и гамбургеры. А в виде экзотической приправы выступают бригады аниматоров обряженных в странные костюмы по мотивам народных и исполняющих якобы, фольклорные, представления. Таким образом туристический бизнес присваивает себе и нещадно эксплуатирует любой бренд, лишь бы он был на слуху, лишь бы его можно было бы как-то прокричать. Будь то Великая Стена или Египетские пирамиды, водопад Игуасу или Плитвицкие озера.

По справедливости необходимо отметить и пользу этого процесса. Благодаря массовому потоку зевак и любопытствующих, появляются средства для исследования, восстановления, охраны. Появляются возможности достижения практически любого интересного места с помощью турагентов аккредитованных при этих достопримечательностях. Баланс плюсов и минусов каждый для себя определяет сам.
И всё бы ничего. Здесь получше стало, здесь похуже… Но в погоне за прибылями туриндустрия присвоила себе, включив в свой рекламный лексикон, слово «ПУТЕШЕСТВИЕ». И вот теперь любой пляжник-матрасник проведший в алкогольном угаре пару недель на испанском-турецком-греческом-тайском пляже уверен, что он путешественник.
Наступил момент, чтобы разобраться, а что же такое «путешествие»? Безусловно, путешествие подразумевает наличие как минимум одного человека перемещающегося в пространстве. Главным отличием от остальных подобны перемещений выступает главная цель этого перемещения. Если цель - пляжно-купальный  отдых, или зарабатывание денег, или соревнование с другими командами по сложности, скорости, дальности, то это вряд ли можно назвать путешествием. А вот когда главной целью является наблюдение, познание, исследование той местности по которой происходит путешествие, то в этом случае уже и происходит превращение бесцельного бродяжничества в Путешествие. Познание другого Мира, иных народов, иной культуры, природы, истории, самого себя, наконец – вот что главное в настоящем Путешествии. Ничего этого невозможно достичь без предварительной подготовки, без тщательного изучения всевозможных материалов, имеющихся в свободном доступе. Из этого следует простой как три рубля вывод – Настоящее Путешествие самостоятельно по определению.
В тоже время путешествие может включать в себя и элементы пляжного отдыха (тем более если подойти к пребыванию на пляже как к системе), фрагменты лечебных, спортивных и коммерческих мероприятий. При соблюдении требования осознанности, добавление всех этих элементов сделает путешествие красочнее и богаче.
 Универсализм, перемешивание, фьюжн – вот главное и определяющее свойство путешествия. Чем больше составляющих входит в программу путешествия, тем оно качественней, тем наполненней. Смешано должно быть как можно больше: литература и зоология, сказки, легенды и современные достижения туземцев, анекдоты и спорт, театр и природные особенности, горы и особенности климата, политика и финансы.
И вот мы подбираемся к первому мифу о самостоятельном путешествии, который гласит, что в самостоятельное путешествие отправляются нищеброды, желающие сэкономить.

 Из перечисленных выше  свойств настоящего путешествия ни как не следует, что оно обязательно получится дешевле. Да, при правильно логистике, в некоторых странах такое может случиться. Но только в тех, где хорошо налажена транспортная и гостиничная сеть, либо путешественник сознательно ставит именно такую цель. Такие люди действительно есть, и опыт они получают достаточно интересный. В некоторых случаях им даже удается заработать. В основном же самостоятельные путешествия получаются интереснее, но дороже. Здесь можно сравнить товары сделанные по индивидуальному заказу с конвейерным производством.
Вторым мифом о путешествиях является убеждение о запредельной сложности этого процесса. Безусловно, организовать путешествие самому несколько сложнее чем просто пойти в турагентство и купить там тур. Однако, ничего особо сложного в этом процессе нет. Наоборот! Процесс подготовки доставляет массу удовольствия уже и сам по себе. Наличие всемирной сети делает получение любой информации делом приятным и полезным. А сайты бронирования отелей, транспортных перемещений вообще упрощают жизнь путешественника.
Еще одним распространенным мифом, мешающим адекватно воспринимать возможности путешествия, является вера в необходимость знания языка страны, в которую едешь. Бесспорно, знание языка аборигенов облегчит жизнь, но вовсе не гарантирует от возникновения проблем с теми кто решит их вам организовать. Здесь на руку путешественнику играет глобализация. Пиджин-инглишь, спанглишь, другие вариации английского служат международным средством общения. Да, не везде вглбинке можно найти англоговорящего туземца, но человек останется человеком, а большинству из нас свойственно помогать убогим, лишенным языка существам. Кроме того практически во всех местах мира есть специальные службы созданные для помощи людям. Это прежде всего полиция, далее по степени полезности идут медики, госчиновники, торговцы, хотельеры, рестораторы и наконец работники туриндустрии. И наконец, язык жестов, рисунков и картинок тоже никто не отменял. Главным же в этой проблеме является подготовка. ТО есть чтобы не попасть в сложное положение, при подготовке стоит уделить внимание способам общения с населением исследуемой местности. И если есть сомнения в комфорности исключить из программы и скорректировать маршрут.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий