пятница, 15 ноября 2013 г.

Московская прогулка. Часть 2.

 Кутузов Москву спалил — и он герой!
А я всего лишь котлеты сожгла — так я дура косорукая!

Прямо под арочным окошком моего номера расположилась церковушка названная в честь фельдмаршала светлейшего князя  Голенищева-Кутузова Смоленского.  Храм-часовня Архистратига Божия Михаила в Филях. Построена была  к столетию Отечественной войны 1812 года. Симпатичная псевдо-визатнийского стиля.

Рядом в оградке черный бюст полководца-бюрократа. Неудивительно, что памятник Кутузову в Москве появился лишь через 150 лет после войны с Наполеоном. 




 Прямо перед ней черный обелиск над братской могилой трехсот воинов павших под Бородино. Найдены были в 1940 году. 



Центральное место в парке занимает естественно здание Бородинской панорамы. Типичное такое в характерном стиле 60-х. Очень напоминает по стилю здания ТЦ нашего Академгородка. В принципе стиль не плохой, узнаваемый и легко опознаваемый. Аскетичный, конечно, но это и есть отражение времени – лёгкость, стремительность, чистота, здоровье.

 Пришедший на смену тяжелый помпезный «имперский неоконструктивизм» 70-х, так и не стал самостоятельным стилем. Хотя в столицах союзных республик можно было увидеть вполне образные и интересные сооружения такие, как гостиница «Казахстан» и спортивный комплекс «Медео» в Алма-Ате или кинотеатр «Москва» в Ереване.

Обхожу «шайбу» панорамы и оказываюсь прямо на Кутузовском проспекте. 
Напротив Триумфальная арка в честь разгрома Наполеоновского нашествия.  


А на западе небо пронзает игла еще одного обелиска – монумента Победы, тоже черного на фоне контрового солнца. 


Прямо Ремак какой-то, и Черный Обелиск и Триумфальная Арка.


Первоначально арка, построенная по проекту Осипа Ивановича Бове, стояла при выезде из Москвы на Тверской Заставе, где сейчас  площадь Белорусского вокзала.  В 1936 году троцкистские интернационалисты московского горкома ВКП(б) под началом Григория Каминского арку разобрали. Победы русского оружия свет застили, не иначе. Каминского вскоре шлёпнули, как врага народа, которым он без сомнения и был, но арку за всей суматохой Большого Террора, Великой Войны и Восстановления, восстановить забыли.  Когда в 1966 году, при очередном возрождении русской имперской государственности, руки дошли, оказалось, что утрачено практически всё!Восстанавливать пришлось по чертежам и рисункам.  Опытные мастера художественного литья по гипсовым формам вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и гербы старых русских городов, а также рельефы с военными атрибутами. И поскольку на сложной в транспортном отношении Тверской места не смогли найти, перенесли ее в район Бородинской панорамы.


 Пересекаю Кутузовский и упираюсь в ту самую Поклонную «гору». По легенде экскурсоводов, название происходит поклонов, которые богомольные путники били в виду московских церквей. На самом деле здесь находился один из таможенных пунктов где купцы платили въездную пошлину – кланялись -  князю Московскому. Топографически это просто высокий берег Сетуни. Возвышающийся над проспектом метров на десять. И никакой панорамы там не открывалось. Это сейчас из-за сталинок Кутузовского вырастают бивни Москва-Сити.



К западу от Поклонной разворачивается помпезная перспектива Парка Победы. В 19701980-х годах на сооружение монументального памятника от проведенных субботников и личных взносов граждан было собрано 194 млн рублей. В дальнейшем выделялись средства государством и правительством Москвы. На весь комплекс отвели участок земли в 135 га. Проектирование и строительство мемориального комплекса длилось достаточно долго, торжественное открытие состоялось 9 мая 1995 года.



Главная аллея «Годы войны», расположенная между площадью Победы и Центральным музеем ВОВ, состоит из пяти террас, символизирующих пять лет войны. Над пятью водными поверхностями возведено 225 фонтанов — столько недель продолжалась война. Почему-то соотнесение фонтанных струй и пролитой крови вызывает у меня неприятные ассоциации. В центре площади — обелиск высотой 141,8 метра, увенчанный статуей богини победы Ники. У подножия обелиска, на гранитном подиуме, установлен символ победы добра над злом - статуя святого Георгия Победоносца, который копьём поражает змея. Автор конечно же люимец тогдашнего градоначальника Церетели. Неистовый Зураб и здесь остался верен своему стилю – гигантомания помноженная на пластическую грубость.

Период геронтократии и правительственного маразма, в который впала страна в начале 80-х отразился в этом комплексе со всей разрушительной силой. Ощущение, что проектировали и строили какой-то случайный левый заказ. Дорогие материалы, огромные площади, масштабные сооружения… Всего много, бохато, дорого, но души нет. Гигантская халтурка.  


Даже интересное решение храма Св. Георгия, выполненного Анатолием Полянским, в реализации мне показалось несоответствующим теме Победы. Что-то пряничное...

Это не удивительно, архитектор всю жизнь проектировавший музеи Ленина, Артеки и прочие стеклянные коробки, по определению, не сможет сделать культовый объект. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий