— Кутузов Москву спалил — и он герой!
А я всего лишь котлеты сожгла — так я дура косорукая!
А я всего лишь котлеты сожгла — так я дура косорукая!
Прямо под арочным окошком моего номера расположилась церковушка
названная в честь фельдмаршала светлейшего князя Голенищева-Кутузова Смоленского. Храм-часовня
Архистратига Божия Михаила в Филях. Построена была к столетию Отечественной войны 1812 года. Симпатичная
псевдо-визатнийского стиля.
Рядом в оградке черный бюст полководца-бюрократа. Неудивительно, что памятник Кутузову в Москве появился лишь через 150 лет после войны с Наполеоном.
Прямо перед ней черный обелиск над братской могилой
трехсот воинов павших под Бородино. Найдены были в 1940 году.
Центральное место в
парке занимает естественно здание Бородинской панорамы. Типичное такое в
характерном стиле 60-х. Очень напоминает по стилю здания ТЦ нашего Академгородка.
В принципе стиль не плохой, узнаваемый и легко опознаваемый. Аскетичный,
конечно, но это и есть отражение времени – лёгкость, стремительность, чистота,
здоровье.
Пришедший на смену тяжелый помпезный «имперский неоконструктивизм»
70-х, так и не стал самостоятельным стилем. Хотя в столицах союзных республик
можно было увидеть вполне образные и интересные сооружения такие, как гостиница
«Казахстан» и спортивный комплекс «Медео» в Алма-Ате или кинотеатр «Москва» в
Ереване.
Обхожу «шайбу»
панорамы и оказываюсь прямо на Кутузовском проспекте.
Напротив Триумфальная арка
в честь разгрома Наполеоновского нашествия.
А на западе небо пронзает игла еще одного обелиска
– монумента Победы, тоже черного на фоне контрового солнца.
Прямо Ремак какой-то, и Черный Обелиск и Триумфальная
Арка.
Первоначально арка,
построенная по проекту Осипа Ивановича Бове, стояла при выезде из Москвы на
Тверской Заставе, где сейчас площадь
Белорусского вокзала. В 1936 году
троцкистские интернационалисты московского горкома ВКП(б) под началом Григория
Каминского арку разобрали. Победы русского оружия свет застили, не иначе.
Каминского вскоре шлёпнули, как врага народа, которым он без сомнения и был, но арку за всей суматохой Большого Террора, Великой Войны и Восстановления, восстановить забыли. Когда в 1966 году, при
очередном возрождении русской имперской государственности, руки дошли,
оказалось, что утрачено практически всё!Восстанавливать пришлось по чертежам и рисункам. Опытные мастера художественного литья по гипсовым
формам вновь отливали отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов и
гербы старых русских городов, а также рельефы с военными атрибутами. И поскольку
на сложной в транспортном отношении Тверской места не смогли найти, перенесли
ее в район Бородинской панорамы.
К западу от Поклонной разворачивается помпезная перспектива Парка Победы. В 1970—1980-х годах на сооружение монументального памятника от проведенных субботников и личных взносов граждан было собрано 194 млн рублей. В дальнейшем выделялись средства государством и правительством Москвы. На весь комплекс отвели участок земли в 135 га. Проектирование и строительство мемориального комплекса длилось достаточно долго, торжественное открытие состоялось 9 мая 1995 года.
Главная аллея «Годы войны», расположенная
между площадью Победы и Центральным музеем ВОВ, состоит из пяти террас,
символизирующих пять лет войны. Над пятью водными поверхностями возведено 225 фонтанов —
столько недель продолжалась война. Почему-то соотнесение фонтанных струй и
пролитой крови вызывает у меня неприятные ассоциации. В центре площади — обелиск высотой 141,8 метра, увенчанный статуей богини
победы Ники. У подножия обелиска, на гранитном подиуме, установлен
символ победы добра над злом - статуя святого Георгия
Победоносца, который копьём поражает змея. Автор конечно же люимец тогдашнего градоначальника Церетели. Неистовый Зураб и здесь остался верен своему стилю – гигантомания помноженная на пластическую
грубость.
Период геронтократии и правительственного маразма, в который впала страна в
начале 80-х отразился в этом комплексе со всей разрушительной силой. Ощущение,
что проектировали и строили какой-то случайный левый заказ. Дорогие материалы,
огромные площади, масштабные сооружения… Всего много, бохато, дорого, но души нет. Гигантская
халтурка.
Даже интересное решение храма Св. Георгия, выполненного Анатолием
Полянским, в реализации мне показалось несоответствующим теме Победы. Что-то пряничное...
Это не
удивительно, архитектор всю жизнь проектировавший музеи Ленина, Артеки и прочие
стеклянные коробки, по определению, не сможет сделать культовый объект.
Комментариев нет:
Отправить комментарий