воскресенье, 23 августа 2015 г.

ЧАСТЬ 6. УТРОМ РАНО, ВЕСНОЙ, НА РЕДУТ КРЕПОСТНОЙ



Утром рано, весной,
На редут крепостной
Раз поднялся пушкарь поседелый.
Брякнул шашки кольцом,
Дернул сивым усом,
И раздул он фитиль догорелый.
(Песня казаков Забайкальского войска)

Сегодня у меня в планах была экскурсия по интересным местам в окрестностях Листвянки, но погода продолжает «радовать». День сурка какой-то. Как и вчера, все небо закрыто мокрыми серыми тучами, из которых сочится противный мелкий дождичек. В такую погоду совсем не хочется бродить по лесам и горам, даже пусть они и не такие высокие как Гималаи. Поэтому, проснувшись и обозрев хляби небесные, большинством голосов принимаем решение ехать в Иркутск и досматривать, то что еще не досмотрено. Тем более, надо же сувенир какой-никакой прикупить для новых родственников.
Маршрутки в Иркутск идут каждые полчаса. Поэтому к 9.00 я уже на станции. Через 10 минут я уже еду мимо моего последнего пристанища. Маршрутка наполовину пуста. Вместе со мной едет семейство из Омска. Они еще только начинают свое длительное Байкальское турне. У них в планах и Ольхон, и Песчаная и Чывыркуйский залив и много чего еще. Я рассказываю Вадиму про КБЖД, а он мне о музее деревянного зодчества в Тальцах. Рассказывает настолько аппетитно, что увидав в окно указатель «Тальцы» я моментально буквально в туже секунду, принимаю решение. Мне необходимо посмотреть этот замечательный монумент народного творчества!



И вот я уже стою у кромки Байкальского тракта прямо напротив входа на территорию музейного комплекса «Тальцы». На часах 9.30. Я перехожу тракт и готов приобщаться к глубинам народного творчества. Однако оказалось, что работать комплекс начинает только в 10. Мне рады, но не могут продать билет ни под каким видом, потому что компьютерная система обилечивания включается только в 10. Мне предложено подождать, но ждать у меня желания нет и я, прикинувшись белочкой, спокойно, но решительно двигаюсь по дороге к экспонатам. Самое забавное, что работники парка тоже, наверное, приняли меня за своего. Так я и обошел все объекты комплекса совершенно без билета.


Тальцами, Тальцинкой называется небольшой приток реки Ангара в 47 километрах от Иркутска на пути к Байкалу. Эта неширокая, но сильная горная речка действительно не замерзает и сейчас, хотя леса в ее верховьях повырублены, что, конечно, не пошло ей на пользу и уменьшило силу.



Во второй половине 18 века в этих местах отчаянный шведский естествоиспытатель и натуралист Эрик Лаксман и задумал построить стекольный завод – невиданное и тяжелейшее в тех краях предприятие. Его компаньоном стал известный Александр Андреевич Баранов – купец, первый главный правитель русских поселений в Америке, необычайно деятельный, отважный и дальновидный человек. Однако, оказалось, что запасы кварцевого песка невелики, и пришлось его возить за сотни верст, издалека – из Анги, Баргузинска и Селенгинска.




Тем не менее учрежденная в 1784 году Тальцинская стекольная фабрика при поддержке властей и под управлением Лаксмана действовала и даже расширялась. Она выпускала изделия из разноцветного стекла «английские бутылки, штофы, кружки, стаканы, аптекарскую посуду». Многоцветное тальцинской стекло шло и на изготовление витражей. Очень важно то, что Лаксман сумел сберечь окрестные леса. В Тальцах, задолго до Европы, он впервые применил вместо поташа (его получали, сжигая лес) глауберову соль.
Позже завод переходил из рук в руки то продолжая производство стекла, то переключаясь на фаянс, фарфор и даже сукно.
Работал Тальцинский завод вплоть до середины 20 века, пока в 1951 году не пришло предписание свернуться - из-за строительства Иркутской ГЭС предстояло первое на Ангаре затопление.
Если первое затопление прекратило жизнь Тальцинского завода, то последующие затопления на Ангаре и ее притоке Илиме дали жизнь Тальцинскому музею. Тогда он был третьим в стране после Кижей и Соловков. Музей вобрал в себя всю историю Прибайкалья, а некоторые его экспонаты были старше старинного Тальцинского завода на сотню лет.
На данный момент в музее Тальцы насчитывается 40 историко-архитектурных памятников, 8000 экспонатов на площади в 67 гектаров. И все подлинное или повторенное по подлинникам.



Основу музея составили древнейшие и ценнейшие образцы русского деревянного зодчества.
Спасская башня (1667) 



и Казанская привратная часовня Илимского острога (1669). 



Казанская часовня была единственным сохранившимся в Сибири православным культовым зданием 17 века, Спасская же башня – уникальным образцом оборонного зодчества того же 17 века. Они были вывезены из зоны затопления в 1969 году и стали первыми экспонатами этого музея.
Илимская привратная Казанская острожная церковь (часовня) строилась как оберег ворот острога. Единственный сохранившийся архитектурный памятник культового зодчества Сибири 17 века. Вывезена из села Илимск в 1970 году. Реставрвция закончена в 1985 году. В 1991 освящена епископом Иркутским и Ангарским Вадимом.

Первых посетителей приняли в июле 1980 года. Показывали тогда так называемую деревню-малодворку, три усадьбы. Вслед за деревней-малодворкой отреставрировали Спасскую башю, Казанскую часовню, церковно-приходскую школу (вывезли из села Кеуль Усть-Илимского района), сенокосную заимку, на искусственном ручье поставили каскад водяных мельниц, из северных деревень перевезли усадьбу-одноколок, усадьбу «Сотая» (конец 18 века), усадьбу Московского (рубеж 18-19 веков), усадьбу Зарубина (первая половина 20 века).

 За русским поселением на высоком берегу Ангары открываются бурятские поселения: летний улус и зимний улус. 


В летнике 6 восьмистенных деревянных юрт 19 века. Рядом печь для хлеба и навесы. Для зимника вывезен из улуса шутхулун, дом тайши (старшины) Александрова и дом Степанова из улуса баянгазуй. Дополняет все это маломорский бурятский рыбацкий стан – жившие по берегам Байкала буряты, как известно, были не только скотоводами, но и промысловиками-рыбаками.




В глубине леса устроено стойбище эвенков из нескольких чумов, лабазов и таежных захоронений.


Очень наглядно показан прототип бабы-Яги и ее избушки на курьих ножках. Это просто способ захоронения лесных племен. Деревянный маленький склеп располагался на высоком пне (куриная нога). В склепе тело умершего (нос в потолок врос, костяная нога и т.д.)

Внезапно оказалось, что на осмотр этого немаленького комплекса у меня ушло четыре час с лишком. Тем не менее, осмотр закончен, и я выхожу на трассу. Настала очередь автостопа, как средства передвижения. Торможу всякую движущуюся тварь. Первая же попутная легковушка соглашается меня подхватить. И вот я уже качусь в компании Петра из Иркутска. Здорово! Петя едет как раз мимо автовокзала. Мне определенно везет. Полчаса и я уже вхожу в здание автовокзала. Вот тут облом! Я как-то упустил, что забронировал себе размещение на 12 часов и заселение у меня в 20.00. Так что мне предстоит еще болтаться в городе часов пять. Я ж, когда бронировал, предполагал, что весь день проведу в Листвянке, а оно вона как обернулось то.

К семи мне уже осточертело болтаться по рынкам и магазинам и я решил попытать счастья. А вдруг девушка на ресепшне сжалится и пустит меня на часок пораньше. Девушка и впрямь оказалась добра и выдала мне ключи и белье. Неожиданно для вокзальной гостишки комната оказалась чистенькой и удобной. Мебель новая, бельишко чистое, телек работает. Ночь за 1000 рублей – вполне пристойно. Жаль, конечно, что душ и туалет в коридоре, но это ожидаемо. Тем более, что места общего пользования тоже поддерживаются в чистоте. Гостиницу на автовокзале можно рекомендовать для проживания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий