суббота, 14 мая 2016 г.

СЛАДОСТРАСТНАЯ ОТРАВА

Летом прошлого года команда клуба юных геологов под руководством Ирины Владимировны Негоды исследовала редко посещаемый район Киргизстана – окрестности месторождения Айдаркен в Баткенской области. 


В географическом отношении это северные склоны Алайского хребта, который в свою очередь, Юго-Западным отрогом Тянь-Шаньской горной системы.


Экспедиция началась из Толмачевского аэропорта перелетом прямо в главный город Южной Киргизии – Ош. Дальше - слово Ирине Владимировне:

В Ош мы прилетели в разгар мусульманского праздника Курбан-байрам, когда предприятия, кафе и даже базары не работали. Жара стояла аномальная даже для тех мест, и у всех было одно желание – скорее в горы!


 Информация к размышлению:
Во время уразы мусульмане не едят и не пьют с момента рассвета (сухур длится до имсака) и до захода солнца (ифтар и начала намаза магриб), не вступают в интимные связи, стараются заниматься своей духовностью и ограждать себя от всех соблазнов и грехов.

Однако некоторое время пришлось побыть в городе: закупали продукты, нанимали машину. Местные жители удивлялись тому, что мы из России. Как оказалось, многие бывали в Новосибирске, и город оставил у них хорошие впечатления. Разговаривали с нами на русском языке. Его по-прежнему преподают в школах.

Ещё поразило, с какой любовью и уважением там относятся к Президенту, но не Киргизскому, а Российскому! В Тянь-Шаньских горах даже есть пик Путина. Возможно, это просто национальная особенность: в Азии всегда почитали сильных мира сего. Например, в центре Оша есть гора, которая считается священной и носит название трон Соломона или Сулейман-Тоо.


Информация к размышлению:
Сулайма́н-То́о (кирг. Сулайман-Тоо) — священная гора в киргизском городе Ош, которая в июне 2009 года стала первым в стране памятником Всемирного наследия.
Гора представляет собой пятиглавый известковый останец, вытянутый с запада на восток. Длина его более 1140 м, ширина — 560 м. Она издревле имела сакральное значение, о чём свидетельствуют сохранившиеся петроглифы. На склоне горы устроен музей её истории. До XVI века гора называлась Бара-Кух, затем, вплоть до XX века, — Тахты-Сулейман («трон Соломона»).
На вершине горы и уее подножия находятся две мечети. В самой горе Сулайман-Тоо расположены семь пещер, самые известные из них это «Чакка тамар» и «Тепеункур». У восточного подножья горы находится средневековая баня, предположительно построенная в XI-XIV вв.


ПО ФЕРГАНСКОЙ ДОЛИНЕ

Спросите любого геолога о жемчужинах Киргизии и сразу услышите в ответ, что это вовсе не Иссык-Куль, а Хайдаркан. Так называлось в СССР самое известное в стране месторождение ртутно-сурьмяного пояса, образцы с которого составляют гордость музейных коллекций. Среди минералов – киноварь, антимонит, арагонит, полосчатые ониксы и ярко-голубой войлокообразный хайдарканит.

Информация к размышлению: (Сейчас Хайдаркан называется  Айдаркен — расположен в Кадамжайском районе Баткенской области Киргизии. Население — 11,9 тыс. жителей. Город расположен на северных склонах Алая, в 45 км к юго-западу от райцентра Кадамжай.


Месторождение Хайдарканское. Разведанные запасы составляют 7,1 млн. тонн руды, 10,5 тыс. тонн ртути, 60,3 тыс. тонн сурьмы и 614 тыс. тонн плавикового шпата при среднем содержании 0,15, 1,46 и 15,2%.)

В эту мекку минералов в 240 км от Оша мы отправились на микроавтобусе с замечательным водителем Бакытом и проводником – местным геологом Владимиром Михайловичем Поповым. Ехали, не торопясь, по Ферганской долине, останавливаясь в интересных местах. К вечеру добрались до потрясающих каменных ворот Данги, где в реку Араван-сай вливается ручей из горного тоннеля Туя-Муюн (в переводе – Верблюжья шея). Этот массив богат ванадием, ураном, медью.
 Ждал нас там и сюрприз: вода горной реки оказалась тёплой, так что все с радостью бросились купаться! Вечером разбирали и упаковывали первые трофеи: прозрачные кристаллы гипса (так называемое марьино стекло), гипсовые «бутоны» и переливающийся шелковистым блеском селенит. 


Охлаждённый в родниковой воде арбуз стал чудесным завершением этого дня, а спать мы легли прямо под звёздным небом.

В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ

С утра отправились в Большую Баритовую пещеру. Ходы там горизонтальные и слабо наклонные, но всё же приходилось кое-где и карабкаться, хватаясь за уступы и подтягиваясь. Направив фонарики вверх, замерли от восхищения: сверкающие, медово-жёлтые кристаллы барита и розового кальцита расходились по своду цветным узором, напоминая орнаменты персидских ковров. Тут же принялись искать обломки этих кристаллов, но сделать это было нелегко в ярко-красной пещерной глине.


Информация к размышлению:
Большая Баритовая (114/-56 м). Расположена на южном склоне массива Туя-Муюн. Начиналась вертикальной 20-метровой шахтой (в настоящее время вскрыта штольней). Стенки пещеры были практически полностью покрыты мощной корой скаленоэдрических кристаллов гидротермального кальцита (размером до 30-45 см) а также кристаллами барита. Барит обволакивает стенки колоссальной пещеры в виде гроздьев, карнизов и больших сверкающих кристаллов.

Поиски минералов продолжили на поверхности массива Туя-Муюн. Нашли красный кварц – «компостельский рубин» и знаменитый туямунит.


Информация к размышлению:
Туя-Муюн - горный массив на границе Ферганской долины. Представляет собой широтновытянутый блок нижнекарбоновых известняков шириной до 600 м и средней абсолютной высотой 1400 метров. Крупные подземные формы представлены пятью пещерами, а также рядом небольших фрагментов полостей, частично или полностью засыпанными в результате горно-геологических работ Туя-Муюнского радиевого рудника. Пещеры: Ферсмана (входы заложены или завалены), Большая Баритовая, Аджиадар-Ункур (пещера Дракона), Чон-Чункур, Сюрприз. Со II века до н. э. китайцами здесь производилась добыча меди. Впервые обнаружены следующие минералы: туямунит, туранит, алаит. Также присутствуют карнотит, тангенит. По массиву проходит каньон Данги.


Дальше маршрут лежал через село Араван, где мы запаслись арбузами и ароматными дыньками-кандаляками, к отработанному месторождению Улуг-Тоо.

Информация к размышлению:
Дыни вида Хандаляк – небольшие, очень ранние, нежные дыньки со вкусом спелой груши.


Пейзаж сменился: начались жёлтые горы, вернее – выжженные на солнце невысокие холмы с узкими полосками посевов различных культур. Ярко-зелёными змейками они извивались в ложбинах рельефа. Было очень жарко. Ребята вяло передвигались от отвала к отвалу. Находки не радовали: все мысли – о прохладной воде. И вот чудо! Впереди – целое водохранилище! Одна беда – берега глинистые, поэтому купание представляло собой довольно забавное зрелище. Но путешественники, несмотря ни на что, были счастливы. А вечером снова уплетали арбузы.
Следующий день решили провести в природном парке Абшир Сай, где находится известный водопад Молочная река – уникальное творение природы и святое место для всех мусульман. Из отвесной стометровой стены сквозь круглое отверстие диаметром около двух метров вырывается поток воды, окутанный клубами водяного пара. Зрелище восхитительное! А вокруг горы, выше облаков.

Информация к размышлению:
Водопад высотою 12-15 метров находится в Ошской области, в урочище Абшир-Сай. Расстояние от города Оша до урочища составляет 70 км. Течение здесь довольно бурное и водопады этой реки представляют собой впечатляющее зрелище. Воды реки Абшир-Сай обладают лечебно-оздоровительными свойствами


«ХОРОШО ЖИТЬ НА ВОСТОКЕ...»
Эти слова из песни очень точно выражали наше настроение во время поездки по Кыргызстану. Особенно когда мы впервые отведали блюда национальной кухни, полулёжа на дастархане, под тенью огромных виноградных гроздьев.

Информация к размышлению:
Киргизская кухня. Для современной киргизской кухни характерны разнообразные мясные, молочные и мучные блюда. Мясные блюда готовят из конины, баранины, говядины, птицы. Из конины, как и прежде, готовят ритуальные блюда. Наиболее распространенные способы тепловой обработки мясных продуков - варка, припускание, тушение, жаренье.
Для семейных и общественных торжеств по-прежнему готовят старинное кушанье кочевников - бешбармак - мелко нарезанное мясо молодого барашка, политое бульоном и смешанное с отваренной в бульоне мелко нарезанной домашней лапшой. 


Многим известна легенда о реликтовых ореховых лесах Арсланбаба, которая спасла воинов Александра Македонского от неизвестной болезни, охватившей его войска в походе по Средней Азии. После этого случая Македонский повелел доставить спасительные орехи в Грецию, где они и стали грецкими.
Место, где остановились в Хайдаркане, покорило нас: бывшая автобаза геологов с яблонево-абрикосовым садом. Под его сенью и установили палатки.
Два дня плотно работали на месторождении, собирая образцы различных минералов на отвалах. Побывали на комбинате, где посмотрели, как добывают из руды ртуть. Но самым ярким событием стало посещение шахты. Ещё бы! Ведь мы спустились на глубину 190 метров. Вот как описала свои впечатления в путевом дневнике Саша Гусева: «Нам выдали каски и настоящие шахтерские фонари!!! Проводником был горный инженер Ильяс, которому я очень благодарна: когда полезли в расщелину за арагонитом, он помогал, поддерживая мои ноги на мокрой скользкой глине».
Быстро летит время, и вот уже пора уезжать из нашего абрикосового рая… Прощай, Хайдаркан!


ДОРОГА ДОМОЙ
По пути в Ош останавливаемся в уже знакомых местах – у персикового базара городка Кизил-Кия, потом в местечке Бель-Улюк с разноцветными горами, пронизанными жилами  полосчатого оникса. Какое разнообразие форм: вот «голова» – концентрически-зональное образование, а вот пустоты оникса, заполненные агатом! Рюкзаки тяжелеют с каждой минутой…
Поздно вечером добрались до гостеприимного дома нашего уважаемого аксакала геологии – Владимира Михайловича и его жены Ольги. А потом было ещё несколько чудесных дней в Киргизии с экскурсией в реликтовые плодово-ореховые леса Арсланбоба, куда на УАЗике нас отвёз Миша – сын Владимира Михайловича, и незабываемой поездкой в Алайскую долину на Памиро-Алтай. Он поразил нестерпимо зелёными летними пастбищами и разноцветьем гор – от палево-жёлтых до карминно-красных. Не передать словами и того восторга, когда после очередного перевала перед нами на десятки километров открылся Заалайский хребет Памира. Все побежали за линию столбов электропередачи, чтобы были впереди только эти горы, это небо, это счастье и восхитительно манящие сверкающие под солнцем ледники пика Ленина. Вспомнились слова песни Юрия Визбора: «Азиатские жёлтые реки, Азиатские белые горы, Раз увидел – так это навеки, А забудешь – так это не скоро…» Удастся ли ещё раз побывать здесь? Уезжаем с надеждой на новую встречу с тобой, Киргизия!

Информация к размышлению:
Киргизы - один из древнейших горных народов. Впервые этноним "кыргыз" зафиксирован в китайских хрониках под 201 годом до н.э. Но предки кыргызов - саки, гунны, усуни своими корнями уходят в еще более седую древность. В свое время кыргызы жили на Енисее, а потом перебрались на Тянь-Шань. В конце первого тысячелетия до новой эры существовали три государства, непосредственно связанных с историей Кыргызстана: царство Давань (в Фергане), государство Усунь (территория северного Кыргызстана и южного Казахстана) со столицей Чигу (ныне под волнами Иссык-Куля. И страна (владение) кыргызов (последнее утверждение - на территории Восточного Тянь-Шаня). Все три государства в той или иной степени были связаны с историей мощной кочевой державы гуннов.


Комментариев нет:

Отправить комментарий