воскресенье, 3 июля 2016 г.

ЭПИЛОГ.

Главное, что надо отметить резюмируя все выше сказанное, это то что одного дня на Барнаул очень мало! На не удалось посмотреть и половины обязательного к осмотру. А город стоит того чтобы потратить на его изучение минимум три дня, один из которых надо провести в музее, а один из вечеров посвятить органному концерту.

Зато при осмотре и при написании этого отчета у меня сформулировалось несколько мыслей на тему что можно отнести к городской застройке, а что к таковой относить нельзя.

В самом кратком виде городом можно назвать такое поселение, застройка которого носит городской характер. Городской характер застройки отличается от деревенской большей плотностью, большим разнообразием типологии зданий, большей организованностью общественных пространств.


Кроме этих двух типов существует еще один. Условно его можно назвать маргинальная застройка. От двух упомянутых типов она отличается прежде всего отсутствием визуальной организации и взаимосвязей входящих в нее элементов. В каждом населенном пункте присутствуют все три типа. Преобладающий тип определяет вид поселения – город, деревня или что-то разрушающее. Например, в Новосибирске городской тип это Красный проспект от Колыванской до площади Авиаторов, Вокзальная магистраль, проспект Маркса. А вот ярким пример маргинальных пространств могут служить улицы Большевистская, Кошурникова, проспект Энергетиков, Фабричная и многие другие. Несмотря на большую долю маргинальной застройки в Новосибе преобладает все-таки городской тип (по крайней мере на главных магистралях). Ни Томск, ни Барнаул этим похвастаться не могут. Если в Томске удалось все-таки сохранить городское ядро цельным и организованным, то в Барнауле этого не произошло. Там городская ткань разорвана просто в клочья. 

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. О ПОЛЬЗЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ БАРНАУЛЬСКОГО ПИВА.

Я был пушистый, словно шерсть у кошки,
И с канарейками под ручку часто пел,
А в небе звезды, как свои игрушки,
Я детской кличкою крестил.

(Вадим Шершеневич)


- Ну, что пацанчики, книжку мою уже купили? – раздается прямо у нас над головами голос Пешкова. Ему как-то удается подкрасться к нам незамеченным и так вот прямо сплеча рубануть.
- Саш, ну мы, этого-того, больше по городу носились, ну не сподобились даже ни в один книжный заскочить, ты уж прояви милость к падшим, и все такое  – нукаем и мямлим мы в ответ, а что нам еще остается делать? Мы спокойно сидели себе в «Иероглифе» на Социалистическом, наслаждались китайской кухней, ни о чем таком не думали. Тут лауреат Демидовской премии в области Литературы, как снег на голову!

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. УТРО КРАСИТ НЕЖНЫМ СВЕТОМ.

Проснулись рано. Сейчас я жалею, что до завтрака не убежал исследовать окрестности, уж очень мало времени у нас оказалось. Завтрак в отеле с семи и до десяти утра. Весьма и весьма недурственный шведский стол. Большой выбор даже горячих блюд, это помимо всяких утренних закусок. Интерьер конечно, жутко помпезный. Стиль можно отнести к кладбищенскому ампиру из-за доминирующего сочетания темно-бордового с красным. Поскольку по вечерам это нормальный дорогой ресторан, то решение оправданное.



ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРИВЕТ, СОСЕД!

Столица солнечного края встретила нас суетой и гомоном мешочников, продавцов пирожков с котятами, зазывал и лохотронщиков. Смрад выхлопных газов, табачного дыма, застарелого пота, пыли и прочий вокзальный фимиам дополнял картину. Мы без потерь вынырнули из этого людского супа и остановились на углу площади Победы.



Барнаульский автовокзал, как и его Новосибирский собрат, тоже не блещет особыми изысками, обычное сооружение в стиле монументального позднего минимализма или обкомовского модернизма. Тесное здание с плохой вентиляцией. Единственный плюс - расположен весьма удачно – прямо на привокзальной площади. Очень удобно! А вот расположение рядом мемориальной площади Победы кажется не очень  уместным. Какое-то кощунственное смешение утилитарного с сакральным.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СТАРТ.

В Новосибирске медведы
 не ездят в метро
(группа «Рви меха!»)

И так наступило утро старта. По случаю раннего времени, Бердское шоссе было свободно, и до Речного я долетел минут за сорок. Далее пешком на автовокзал. Хотелось мне попутно посмотреть современное состояние первого здания города, построенного для инженера Будагова в 1893 году.


Состояние домика удручающее. Половина здания просто какие-то обгорелые руины, другая – руины не обгорелые. Умиляли листы рубероида, частично закрывающие кровлю в области конька. Как уверяет Константин Голодяев, известный в городе историк-краевед, этот рубероид плод многотрудных перипетий борьбы за сохранение домика-памятника. 

ОТЧЕТ О ПОЕЗДКЕ В БЫВШИЙ ГОРНЫЙ ГОРОД С ПРОЛОГОМ И ЭПИЛОГОМ. ПРОЛОГ




Год  2010. Месяц май. Я звоню Самаровичу.

- Валерич, а как ты смотришь на предмет того, чтобы куда-нибудь съездить? Например, в Египет. Посмотреть интересные места, умные разговоры поразговаривать? Вне обыденных забот пивка попить?

- Да, хорошая мысль, - отвечает Павел, - вот, только, понимаешь, времени нет. Я тут квартиру ремонтирую, а это процесс, требующий полной отдачи. А так, согласен, было бы очень хорошо куда-нибудь… да.

Год 2014. Месяц сентябрь. Опять я и опять тому же.
- Валерич, у меня тут новая идея! Ну, его этот Ебипед, давай рванем в Барнаул! Обернемся за пару выходных, город посмотрим с родимым Нском сравним, и умные разговоры… куда без них. Ты как?
- Классная идея, - подхватывает Павел, - можно будет с Петькой встретиться, он там самый главный. Еще мне хочется там Шершеневича навестить. Говорят, что он там похоронен. В общем, мне твой замысел нравится, но у меня сейчас объект горит, надо срочно доделывать, выдавать и согласовывать. К тому же денег нет и, в ближайшей перспективе, не предвидится. Так что, извини, брат, не могу, хоть и рад бы…

Год 2016 месяц май. Звонок от абонента «Павел Самарович».
- Григорич, ты там, в Барнаул еще не передумал?
- О! Валерич, ни как созрел для путешествий? – радостно восклицаю я, а сам про себя думаю, - Нет, не может такого быть, это просто не возможно…

Однако я ошибался. Оказалось, что все серьезно. Павел решил, Павел сделал. Он даже уже посмотрел расписание поездов! Вот только зачем нам поезд на плече в 250 км? От нас каждый час до Барнаула идет автобус, который за 4,5 часа легко достигает искомого населенного пункта.
- Валерич, давай я возьму на себя всю логистику? Все-таки опыт перемещений по планете у меня какой-нито имеется. На этом и порешили.
Так начался наш марш-бросок в соседний городок.

Стартовать было решено в субботу 21 мая. Прогноз обещал солнечную и сухую погоду. Петька (Петр Иванович Анисифоров вице-президент Союза архитекторов России, председатель правления Алтайской организации Союза архитекторов России, лауреат Демидовской премии, и прочая, и прочая, и прочая, а по совместительству наш с Павлом однокашник) оказался в городе и обещал нас встретить. Всё складывалось как нельзя более.

Билеты я купил заранее. Туда на утренний восьмичасовой автобус. Обратно на вечерний, что должен был отправиться в 19.00 местного времени. Из-за курьезной разницы во времени между Алтайским краем и НСО, в расписании движения автобусов существует забавная отметка. Время в пути туда получается 5,5 часов, зато обратно всего 3,5. Слава богу обещают, что в июле нашу область вернут в нормальный часовой пояс и снова Алтай, Томск и Новосибирск будут в одном времени.

С гостиницей я решил не скупиться, а взять что-то пристойное. Это себе я могу позволить спартанский стиль, а вот, когда еду с кем-то, то надо постараться. Хотя за каким-то уж супер комфортом тоже гнаться не стал. Выбор пал на привокзальную гостиницу «Барнаул». Забронировал однокомнатный двухкоешный нумер© «Эконом» с завтраком, все за 3000 рублей на одну ночь. 


В том, что выбрал именно этот отель, мы не разочаровались. Все было, на удивление для Российской провинциальной гостиницы, аккуратно, вежливо и чисто. Завтрак вообще порадовал большим разнообразием блюд и приемлемой готовкой. Единственный минус – наш номер выходил окнами в ту же сторону  что и системы вентиляции. Поэтому гудение этих систем удовольствия не доставляло. Но это мелочи.