пятница, 29 августа 2014 г.

Афины по соседству, кто бы мог подумать.

Не хорошо, когда лето проходит без путешествий.  Лето проходит и времени в этом году у меня как-то на путешествие не выкраивается. Чтобы совсем  лето не пропало решили мы с Лёлей в один из уикэндов смотаться в Томск. Я там был 36 лет тому назад и, можно сказать, воспоминания мои больше напоминали не то сон, не то бред. Лёля тоже была там довольно давно, хотя и были времена, когда она с родительским семейством ездила туда каждое лето к бабушке и дедушке.

К подготовке путешествия-прогулки я подошел как к привычному вопросу. Гостиница для ночлега, билеты на автобус туда и обратно.  Покопавшись на привычном booking.com  я остановил выбор на апартаментах под немного странным названием «Афинский квартал» http://www.akvartaltomsk.ru/.  Мы немного подумали и из предложенных вариантов поселения выбрали двухкомнатный номер. Однокомнатные на представленных фотографиях выглядели уж очень сиротски.

С билетами на автобус оказалось интереснее. Рассмотрев вариант с РЖД, я отверг его как совершенно нелепый.  Поезд идет 6 часов. Билет в плацкартный вагон стоит 920 рублей и отправляется утром в 7.30. Автобус по всем показателям, кроме может быть, комфорта, явно лидирует. Ходят автобусы часто, стоимость поездки 540 рублей, в дороге 4, 5 часа.

Билеты обратно купить по интернету можно с сайта Томского автовокзала http://avtovokzal.tomsk.ru/ . Тут никаких сюрпризов.  А вот билеты Новосибирск – Томск на сайте нашего уёбищного заведения, по странной случайности, называемого автовокзалом, купить нельзя. Пришлось заехать и купить в кассе. Однако, добрая женщина, продающая билеты, открыла мне тайну.  Оказывается билеты можно купить и по сети, но для этого надо зайти на сайт www.e-traffic.ru Почему на сайте вокзала нет хотя бы ссылки (если не хватает то ли денег, то ли ума) я понять не могу.

Билеты я взял на 8.50. Полагая, что с часу дня до конца светового дня мы вполне  нагуляемся.
Эх, как быстро идет маршрутка утром в субботу! За полчаса до отправления мы уже были на автовокзале. Не буду описывать это позорище нашего города. Достаточно сказать, что у этого заведения нет ни одного положительного качества. Парк автобусов тоже не блещет.

Большинство машин такие старые, что  помнят, наверное бровеносного Ильича. Хотя все «иномарки». Наш старичок вполне соответствовал общим тенденциям. В какой стране его собрали, где он намотал тыщи своих километров, этого он помнить не может поо причине старческого склероза. Кондиционеры отсутствуют, обивка сидений  такая старая, что разницы между чистой и грязной уловить невозможно. Сиденья узкие, со сломанными механизмами. Если спинку откинуть, то в обратное положение  ее уже без помощи водителя не привести. Хорошо одно -ехать нам до Томска всего 4,5 часа. Как люди в таких каретах добираются до Бишкека мне совершенно не понятно. Хотя, о чем это я! Ведь какие-то 100 лет назад ездили вообще, на чем попало. А тут все-таки АВТОБУС.

Едем по трассе М53 «Байкал». Расстояние – 262 км. По дороге автобус делает одну остановку на 20 минут около райцентра Болотное.  Мысль сразу работает в сторону прибылей, которые имеют все мелкие бизнесмены расположившиеся вокруг места стоянки. Самая же  золотая жила – туалет.
В настоящее время это уже не прежняя зловонная клоака с гнилыми досками над выгребной ямой. Яма осталась прежней, но ее перекрыли бетонной плитой, поставили чаши «Генуя» с сифонами и смывными бачками. Не сказать, что идеально, но прогресс имеет место. Можно даже принять душ за 150 руб.

В 13.20 мы успешно достигли цели нашей поездки и выгрузились на автовокзале города Томска.

По большинству параметров автовокзал лучше Новосибирского. Во-первых расположен рядом с жд вокзалом, рядом с ним троллейбусная остановка, выглядит относительно прилично, внутренне организован лучше, но в одном все-таки уступает. Туалет в автовокзале отсутствует. Это важное санитарно-техническое сооружение имеет место метрах в 50 от здания за площадкой отстойника и представляет собой сортир на 5 очков для каждого пола.

Рукомойники тоже типа «ведро с крантиком». За посещение этого безобразия еще и деньги взимаются. Аж 12 рублей. Почему в городе, областном центре, гордящимся своей 400-летней историей, автовокзал не подключен к водопроводным сетям, так и осталось для меня загадкой. Немного погуглив на эту тему удивился еще больше. Оказалось, что вокзал построен в 1973 году, а к 400 летию в 2004 был даже модернизирован. О как!  Почему модернизация не затронула столь важную часть любого вокзала? Бог весть. Однако, хитрый народ придумал как справиться с этой засадой. Рядом стоит железнодорожный вокзал с нормальным туалетом.

Мы же не стали долго задерживаться на вокзальной площади, а прошли на остановку троллейбусов. Обычно в новых для нас городах мы пользуемся такси, но тут такси показалось не нужной расточительностью потому,  что чемоданов у нас нет, ехать не далеко и расположение нашей ночлежки нам известно совершенно точно. (Хм. Помнится в Риме мне тоже казалось, что я точно знаю куда идти, однако…). Всё так и оказалось. Буквально через пару минут подъехал нужный нам троллейбус приятного голубого цвета.

Заплатив за билет всего 10 рублей, мы уже через 10 минут выходили на нужной нам остановке «Университет». Оставалось пройти около шестисот метров. По дороге нам попалась первая достопримечательность города. Бронзовое изваяние кочана капусты с младенцем выбирающимся наружу.

Младенца томичи называют ласково Алёхой. Расположение листьев, формирующих кочан рождают у меня гинекологические ассоциации. Расположено сие произведение уличного арта напротив здания родильного дома №1, знаменитого для нас тем, что именно в нём когда-то давно родился Лёлин брат Игорь.
А вот наверное и прототип Алехи.

На другой стороне улицы за деревьями университетской рощи виднеется. Позже мы обязательно до него дойдем, а пока надо добраться до Афинского Квартала. По Московскому тракту спускаемся до Базарного переулка и сразу утыкаемся в нужный нам дом №12. Где-то там искомые апартаменты.

На подъездах ни слова, ни намека. Приходится звонить дежурным. Мальчик из телефона сдал нам адреса, пароли, явки, и еще через пару минут мы мило беседовали с молоденькой премолоденькой девочкой Леной. Лена выдала нам ключи, написала на бумажке номер подъезда и квартиры. Дальнейшее было делом техники.

Апартаменты для проведения одной ночи оказались вполне на уровне. Можно даже сказать великолепны. До покупки владельцами, скорее всего, это было одно большое свободное пространство. Ребята Афинского квартала решили увеличить количество постояльцев путем выделения из большой студии отдельного помещения спальни с большой двуспальной кроватью и шкафами. Это дало возможность селить две пары в один номер. Но спальня получилась маленькая, тесная и лишенная естественного света. Поэтому при выборе между кроватью и диваном мы предпочли последний потому, что свет и свежий воздух предпочти-тельнее. Так что четыре человека расположатся в такой квартире легко, но не надолго, потому что ночевать в душной спаленке не айс.
Кроме спальни в квартирке наличествовали: ванная с большим нагревателем и набором туалетных принадлежностей (даже одноразовые станки!) и феном; гардеробная со стиралкой сушилкой и утюгом; кухонный уголок с холодильником, электропечкой, микроволновкой и разнообразной посудой. Из еды имелась только соль, но зато в больших количествах. Снаружи примыкал огромный балкон с остеклением до пола. А с балкона можно было любоваться непрезентабельными окрестностями.

Здесь как раз можно наблюдать еще один плюс Афинского Квартала – несмотря на перекресток, место тихое и машины спать не мешали. Хотя это наверное для Томска характерно. Машин в нем в разы меньше чем в нашем Вавилоне.
Расположена гостиница тоже очень удобно. Центр города (если считать таковым Мэрию) в 10 минутах пешего хода. В паре минут район деревянных домов: Татарская слобода. На первом этаже супермаркет, аптека и какая-то мясная лавка.
Кроме всего прочего, ребята стараются в номере чисто, администраторы радушны и приветливы. Но недостатки все же присутствуют, где ж их нет. Мелкие. Очень обшарпанные и облезлые общие коридоры. Понятно, что это не их владения, но постояльцы все равно через них вынуждены попадать в  снятые комнаты. Полотенцев положено только два, мытье ног не положено.  Завтрак в стоимость номера не входит и это при цене в 50Е/ночь. Могли бы хотя бы каких-нибудь пакетных чаев-кофеев, булок-печенек утром предложить.
В целом же апартаменты можно рекомендовать для поселения.
Раскидываем шмотки по всем углам, как любимая выражается – метим территорию и вперед. Город ждет нас!

Выходим на проспект Ленина бывшую улицу Миллионную. Лёле не терпится увидеться с домом своего детства, с домом где жили ее бабушка и дедушка, а мне представляется, что хорошо бы и подкрепиться после долгой дороги. Все-таки завтракали мы еще в семь часов утра. Приходим к компромиссу. Движемся в сторону «родового гнезда», но одновременно посматриваем по сторонам и если что попадется, то и так тому и быть.
Удивляет в Томске то, что расстояния между переходами очень большие, поэтому чтобы перейти на противоположную сторону улицы мы вынуждены топать аж до проспекта Фрунзе, где расположена городская администрация и только там форсировать проспект Ленина.

Бывший доходный дом миллионщика Кухтерина безусловно красив, но пока нам в другую сторону. По пути попадает быстропит «Сибирское бистро».
Заглядываем внутрь. Нет. Пожалуй мы недостаточно голодны и не настолько торопимся, чтобы рисковать здоровьем. Даже на вид пища которая там представлена жирна сверх меры. Запахи доносящиеся с кухни тоже не вызывают доверия.

Движемся дальше. На пути к искомому проходим через сквер на Новособорной площади. Оказывается именно здесь натыкаемся на скульптурную композицию посвященную Томскому студенчеству. Авторы братья Антон и Николай Гнедых. Очень симпатичная группа.

Вообще, весь сквер на Новособорной из-за своей живости, общей жизнерадостности создает доброе ощущение.
На газончике енот и питон зарабатывают деньги для своих хозяев, фотографируясь с прохожими.

Веселая живая пицца раздает рекламные листовки пиццерии. К сожалению, пиццерия оказывается далековато.

Тут же можно арендовать пони.

Пересекаем площадь и оказываемся около симпатичного здания Дома Ученых ТУСУР. Здание имеет более чем вековую историю. В 1887 году было принято решение построить резиденцию для губернатора Томской области. В проектировании принимали участие архитекторы В. В. Хабаров и П. П. Наранович.

Первыми же жильцами оказались цесаревич Николай Романов со свитой. В честь этого на фасаде установлен бюст императора.

Памятная доска с императорским ликом выполнена очень качественно. Стоит заметить, что в Томске мемориальные доски в большинстве сделаны весьма достойно с уважением к персонам, в честь которых они висят.  Хотя иногда объемные портреты смотрятся забавно.
Например вот так перекосило бедного инженера Никитина.

Пока я прыгаю перед Домом Ученых в поисках подходящей точки съемки, справа незаметно подкрадывается местный трамвай. Он почти такой же как новосибирский собрат «КТМ-5М3», но с удлиненной задней площадкой. Это не мешает ему громыхать со страшным стуком по стыкам рельс.

По левую руку от нас остается шумящие, гремящие и звенящие аттракционы Городского Сада, а справа по курсу показались маковки храма Александра Невского. Построеный еще в 1877 г. по проекту архитектора А.П. Бехтера. Церковь являлась одновременно приходским и тюремным храмом, и была связана каменным переходом по уровню 2-го этажа с томским следственным замком (томскими арестантскими ротами).

В 1920 г. церковь была закрыта и использовалась с самыми разными целями. После передачи здания церкви почти 10 лет храм стоял без куполов и прочих архитектурных излишеств. Только в 2004 году храм был приведен в надлежащий вид, и теперь занимает достойное место в ряду городских памятников культуры.

А как раз напротив храма расположен дом профессорско-преподавательского состава ТГУ, в котором и жили бабушка и дедушка моей любимой жены. Дом внешне ничем не примечателен, обычная сталинка провинциальной постройки. Зашли во двор посмотрели на окна той самой квартиры. Лёля поностальгировала пару минут и мы, с чувством исполненного долга двинули искать хлеба насущного.

Стоило нам повернуться лицом к семинарии, которая примыкает к храму Александра Невского, как нам на глаза попала вывеска трактира с говорящим названием «Вечный зов». Какой еще для человека зов может быть вечным, конечно же желудочный. Даже Путин и Меркель однажды откликнулись на него и посетили это заведение.

Подкупало то, что наличествовала крытая терраса под развесистыми кленами.

Интерьер даже не эклектика, а сермяжный ядреный кич. Странные деревянные навесы с пластиковыми вставками, деревенские коврики-половички, на которых почему-то предлагается сидеть, сочетаются с шрифтами стиля модерн. Куклы изображающие не то пиратов не то нищих с детскими пластмассовыми горками. Особенно весело в туалете. Свет изливающийся из душевой лейки вштыривает конкретно.

Цены неприятно удивили. Особенно на  пиво. 260 за пол литра Хайнекена сомнительного происхождения, мне показалось не гуманно. Да и на большинство блюд в меню уровень цен был явно завышенный. Искать что-то другое нам не хотелось, поэтому решили остаться. Взяли по свиной отбивной с овощным ассорти и по пиву. На наше удивление, уложились всего в 1300. К еде претензий у нас не было, всё было вкусно и вполне достаточно, чтобы насытиться.

В коридорчике перед туалетом расположился клиент, которому за неуплату отрубили ножки и заставили просить милостыню.

Вкусив вечнозовских явств, мы отправились искать пищи духовной. Поэтому путь наш далее лежал в направлении центра. Ведет туда как принято в городах СССР, проспект Ленина. Раньше как он только не назывался. Садовая, Миллионная, Почтамтская, Тимирязева, с 1959 года – Ленина, но более всего подходит название Университетский проспект, поскольку такой концентрации университетов нет наверное ни в одном городе мира. Причем, проспект так и назывался с 80-х годов XIX века до 20-х века ХХ.

Машин по случаю выходного дня не много. Светит солнце. Прогулка обещает быть приятной и познавательной.
Проходим мимо внутренней тюрьмы НКВД

(музей политических репрессий в субботу и воскресенье не работает), Мэрии, мимо Краеведческого музея (бывший Архиерейское подворье), Замечательный пример мастерства кирпичной кладки - здание Общественного собрания Томска (Дом офицеров) архитектора Лыгина,

Справа по ходу оставляем симпатичное здание ресторана «Макао» в стиле модерн начала ХХ века.

Еще ниже перед нами оказывается обно из самых красивых зданий Томска со странным названием «Нижний Гастроном».
Здание было построено в 1899 году по проекту Константина Лыгина для магазина купца  Георгия Голованова, в котором торговали обувью, головными уборами и одеждой. Так он выглядел когда-то.

А вот так сейчас.

Томску очень повезло. Он почти не затронут чумой начала прошлого века – архитектурой конструктивизма. Лишь незначительные вкрапления скромных попыток сделать хоть что-то в модном стиле машин и механизмов можно встретить на улицах города.

Но зато недостаток безобразия сполна компенсирован современными томскими архитекторами. После знакомства с их безудержной бездарностью становится спокойней на душе, потому что в Новосибе даже убожества смотрятся выигрышнее. Например вот такое чудо-юдо в шапочке из фольги